451° по Фаренгейту: почему не зажгло

20 мая канал HBO показал новую экранизацию антиутопии Рэя Брэдбери «451° по Фаренгейту»,снятую американским режиссером Рамином Бахрани. У критиков картина получила смешанные отзывы, а многие обыватели и вовсе остались недовольны новым прочтением классики. Давайте попробуем разобраться, в чем же причина.

Помните цитату Хуана Рамона Хименеса, которую Брэдбери сделал эпиграфом к «451° по Фаренгейту»?

Si os dan papel pautado, escribid por el otro lado,

что можно перевести с испанского как

если вам дали линованный лист, пишите поперек.

Согласитесь, она великолепно передает настроение и атмосферу романа – не бойся быть другим, не бойся ставить под сомнение укоренившиеся традиции. Однако здесь главное не перестараться, как получилось в случае с новой экранизацией. Но пойдем по порядку, и для лучшего понимания всех преимуществ и недостатков картины Бахрани постараемся ответить на следующие вопросы:

— Почему антиутопию Брэдбери считают классикой?
— Что бывает, когда классику пытаются экранизировать?
— Нужно ли перед просмотром экранизации знакомиться с первоисточником?

 

Итак, почему «451° по Фаренгейту» – это классика?

На первый взгляд вопрос простой – потому что в школе и в ВУЗе так говорили, потому что вообще все так говорят, ну и, в конце концов, не станет же врать Википедия (хотя… писали мы статьи в эту Википедию и знаем, как она «не врет»).

Но, если подумать, что вообще такое классика, если мы говорим о литературе? Так вот, изначально классической литературой называли произведения определенных авторов античной литературы, а впоследствии этот термин стал использоваться для обозначения всей древнегреческой и древнеримской литературы. И только в XVIII веке классикой стали называть произведения, которые считаются эталоном для своей эпохи или того или иного жанра.

Однако времена меняются, XVIII век остался далеко позади и примерно с середины XX века классикой считаются произведения эталонные не только для своей эпохи, но и не теряющие своей актуальности по прошествии множества лет. Это литература действительно нетленная, какие бы пожары времен над ней ни бушевали. Она будет находить отклик в сердцах людей даже столетия спустя. Порой такие произведения становятся популярными только через несколько лет, а порой и десятилетий, после того, как автор поставит точку в конце последнего предложения. К таким произведениям относится и «451° по Фаренгейту», которое и теперь актуально своим описанием общества потребления и даже, пожалуй, больше, чем в те же 50-е. А дело в том, что Брэдбери сделал попытку показать альтернативное развитие современного общества при соблюдении определенных условий, преувеличив зависимость людей от инфотейнмента (от английских information – информация и entertainment – развлечение), и на основе этого преувеличения спрогнозировал вероятное будущее современного человека.

irecommend.ru

Теперь давайте попробуем ответить на второй вопрос: что бывает, когда классику (да и по сути вообще любую книгу) пытаются экранизировать?

До сих пор было известно лишь два варианта развития событий. Первый, когда режиссер скрупулезно следует первоисточнику, стараясь в отведенный хронометраж уместить все сюжетные перипетии и показать глубину авторской мысли, не забывая при этом раскрывать характеры ключевых персонажей. Так было, например, в экранизации книги Патрика Несса «Голос монстра», где точность повествования доходит до того, что можно сесть перед экраном телевизора с книгой в руках и пальцем водить по страницам, следя за репликами (исключение составляет лишь последняя сцена, которая, однако, настолько хорошо вписывается в общий контекст, что возникает полная убежденность, что режиссер не додумал такой финал, а прочел его или в специальном расширенном издании, или на уголке последней станицы, написанный самим Нессом от руки).

И второй вариант, когда режиссер полностью забывает о первоисточнике и пытается показать свое видение картины, как было, скажем, в недавней экранизации «Темной башни» Стивена Кинга, где создатели сочли нужным убрать почти все ключевые моменты и огромное количество ярких персонажей. Но картина Рамона Бахрани представляет собой третий вариант, так как здесь за основу был взят скелет произведения с ключевыми персонажами (о которых мы тоже сейчас поговорим), который, однако, поместили в абсолютно другой сюжет, где в погоне за динамичными сценами в стиле популярных голливудских боевиков напрочь забыли и об основной идее оригинала, и о многогранности героев.

bostonherald.com

(Далее и ниже: спойлеры!)

И вот теперь немного о самих героях и актерах, исполняющих главные роли. Если вы надумали смотреть этот фильм, забудьте те образы, которые вам нарисовало воображение во время прочтения романа. Самое неожиданное прибережем напоследок, а потому начнем со второстепенных персонажей.

Итак, Фабер-которого-нет. Да-да, в экранизации Бахрани этот пожилой профессор филологии, тайно поддерживающий отщепенцев-маргиналов, которые пытаются сохранить хоть часть книг от тотального уничтожения, отсутствует. В книге же ему было отведено значительное место, именно он, несмотря на страх за собственную жизнь, пытается помогать Монтэгу в поиске правильного пути и знакомит его с забытой историей. Дальше Битти (Майкл Шеннон). Помните, какой ужас в книге наводил этот безусловно образованный и хитрый антагонист? Каждая его реплика, каждый жест источали угрозу. В новом фильме же он превратился в асоциального карьериста, да, тип, конечно, крайне неприятный и раздражающий, но холодок по спине уже не пробегает.

rg.ru

И самое интересное – Гай Монтэг и Кларисса. Во-первых, в экранизации они неожиданно стали одного возраста. Кларисса (София Бутелла) из юной семнадцатилетней девушки, заставившей Монтэга задуматься и переосмыслить свою жизнь и свои поступки, из солнечного лучика, дарящего свет и тепло каждому, кто с ним соприкасается, превратилась во взрослого депрессивного человека, которого, что называется, жизнь уже помотала.

Персонаж самого же Монтэга (Майкл Б. Джордан) получился довольно непроработанным, а мучительный и долгий переход от Монтэга-пожарного, убежденного в правильности своих поступков и нерушимости системы, до Монтэга-изгоя, поставившего под сомнение сложившиеся в обществе устои и восставшего против этой самой системы, которой он так преданно служил на протяжении уже 10 лет, совсем не раскрыт. Это и не удивительно, и тут мы переходим к ответу на третий вопрос – нужно ли знакомиться с первоисточником. А неудивительно это потому, что актер, исполнивший роль Гая Монтэга книгу Рэя Брэдбери не читал.

Майкл Б. Джордан о «451° по Фаренгейту»:

«Я все еще снимался в «Черной Пантере». Оставалась буквально неделя съемок, когда позвонил мой агент: «Ты знаешь об этой книге?» Не-а.  Пропустил в детстве — в моей школьной программе ее не было. На что я тут же слышу: «Это один из самых важных образцов американской литературы! Ты обязан сыграть в экранизации. Режиссер — Рамин Бахрани, в других ролях — Майкл Шеннон, София Бутелла и так далее. Ты просто обязан!» Я такой: «Воу-воу-воу, полегче».

Поэтому, да, перед просмотром лучше все-таки прочесть оригинальное произведение, (как, впрочем, и перед съемками в экранизации). К тому же, рассматривать «451° по Фаренгейту» вне первоисточника попросту невозможно, хотя бы потому, что в романе одной из причин появления системы, учащей бояться знания и диктующей сжигать книги как их источник, стала как раз тенденция к упрощению и неумеренной адаптации. А, в таком случае, встает следующий вопрос: стоит ли вообще смотреть экранизацию после прочтения книги? Но тут, как говорится, каждый выбирает для себя.

Хотя есть в фильме и положительные моменты. Во-первых, это завораживающие, очень натуралистичные спецэффекты, а, во-вторых, – сильный финал, который тоже разительно отличается от оригинала, но выглядит ничуть не хуже концовки Брэдбери: идея с птицами, несущими и передающими знания другим – великолепна. 


Что ж, существуют произведения, которые крайне сложно экранизировать, и каждая новая их адаптация – это напоминание о том, что некоторые книги нужно оберегать от попыток экранизации столь же тщательно, сколь и от огня.

Текст: Бишир Яна

Вам понравится

1 Комментарии

Vermut666 19.06.2018 at 20:07

Не знаю, что и сказать. Раз вас Атлант и 451 градус не затянули, не зажгли в вас огонь, но вы дочитываете до корки различные книги о бизнесе , которые призваны сделать богатыми не читателя, а именно их автора, то, возможно, семь лет назад ваш взгляд на жизнь изменился несколько не в том направлении.

Reply

Оставьте комментарий