Аноним — враг системы

Помните всеобщий ажиотаж вокруг сериала “Черное зеркало”? Недалекое будущее, в котором технологии стали проклятием людей, их породивших. Как хорошо иметь возможность вспомнить любой отрывок своей жизни, в режиме реального времени следить за прогулкой своей пятилетней дочки и скрыть от нее все ужасы нашей жизни. Только вот девочка не становится Буддой, вместо этого она убивает свою мать. Да и круглосуточная запись нашей жизни не приводит ни к чему хорошему, если верить авторам сериала.

Полный контроль над существованием человека посредством технологии приводит к пропаже того, что мы привыкли называть человеческой жизнью, человеческой моралью. Эта пророческая идея “Черного зеркала” нашла отклик у поколения миллениума.

Недалекое будущее. Жизнь каждого человека, его память лежат, как на ладони у государственной системы, а в частной жизни люди обмениваются воспоминаниями, отправляя запись, сделанную собственными глазами. На фоне этой апокалиптической картины разворачивается детективная история в стиле нуар — разочаровавшийся в собственной жизни детектив расследует серию убийств, совершенных неизвестным анонимом. Сочетание вековых идей антиутопии с относительно новой, но забытой атмосферой фильмов-нуар.

Культурная традиция антиутопии, зародившаяся в литературе в начале XX века, представлена авторами в форме популярного у современного зрителя жанра киберпанк: урбанистичность, победа потребительской культуры над культурой духовного развития, системы над индивидуумом.

Главный герой — детектив Сол Фриленд. Благодаря системе с полным доступом к памяти любого,  он находит преступников или же доказывает чью-то невиновность. Его глазами мы видим, что люди продолжают любить, работать, заниматься бытовыми вопросами, продолжают делать все то, что и всегда. Однако их жизнь им не принадлежит. Отсутствие частной жизни лишает человека собственного пространства, ощущения собственной уникальности в окружающем его мире.

Сол Фриленд — слуга тоталитарной системы, но еще он отец, который винит себя в смерти сына и, приходя домой, придается воспоминаниям за бутылкой виски. Когда к нему приходит разгневанная представительница высшего класса и требует посадить горничную, укравшую бриллиантовый браслет, он покрывает последнюю, хоть и видит запись кражи. Но еще он видит, что благодаря браслету она смогла оплатить себе жилье, смогла хоть немного облегчить свою тяжелую жизнь. Прием “спасите котика” в чистом виде. Герой раскрывается перед нами, мы начинаем ему сопереживать и вместе с ним вглядываться в художественный мир фильма.

kg-portal.ru

На тщательно созданном образе главного героя выстраивается вся конструкция фильма. Извечные и популярные вопросы об опасности тотального контроля сплетаются воедино с трагедией героя, и благодаря игре Клайва Оуэна, его герой выглядит реалистично: его нельзя назвать типичным “киберпанковским” героем — несмотря на пессимизм и апатичность, он все же более жизненный.

Что же сыграло решающую роль в отсутствии большего отклика на фильм среди зрителей? Скорее всего, та же пресловутая “нуарность” — сюжет слишком “монотонен”, атмосфера слишком нагнетает, и при этом отсутствует стильный и молодежный образ “нигилиста XXI века”, который бы шел против системы. Намек на это дан в образе Аманды Сайфред, однако ее героиня слишком загадочна и молчалива, чтобы заполнить эту нишу. В итоге многим этот фильм показался попросту “скучным и нудным”.

Что на это можно ответить? Может то, что монотонность — это не упущение сценаристов, а художественный прием, подчеркивающий невозможность жить так, как живет отображаемое фильмом общество. Серость — это воссоздание образа будущего, которое нас ждет, если человечество примет неверное решение. Если воспринимать фильм не как развлекательный детектив, а как притчу о будущем, которое нас может ждать, перед нами сразу же раскроется красота, поэтика апокалиптичности, воссозданная в серых урбанистических пейзажах.

kino-teatr.ru

Отдельного внимания заслуживает не только прекрасно воссозданная атмосфера апокалиптичности, но также смысловая взаимосвязь полной открытости информации и максимально упрощенной социальной взаимосвязи с виртуальной реальностью. Эта взаимосвязь реализуется посредством съемки в стиле компьютерной игры от первого лица. Стирается грань между игрой и реальной жизнью.

Однако несмотря на популярность киберпанка и успех “Черного зеркала”, немецко-американская картина “Анон” не повторила успеха сериала. При бюджете 20 миллионов долларов, сборы составили всего 800 тысяч в Европе, и 424 тысячи в России. Скорее всего в большей степени это не следствие непонимания со стороны зрителей. Причина кроется в плохой предпремьерной рекламной кампании, точнее в ее полном отсутствии. Коктейль из именитого режиссера, известных актеров и популярной тематики вполне мог бы привлечь в кинотеатры больше зрителей. Однако, к сожалению, этого не произошло, и теперь его можно будет увидеть только уже после выхода на DVD.

Поклонникам классиков антиутопий — Замятина и Оруэлла, а также депрессивного мира Звягинцева картина Эндрю Никкола должна понравиться. Однако не ожидайте революционного или даже резкого высказывания против пути, по которому может пойти общество. Его опасность и так давно известна. Эта история скорее о людях, которые в этих апокалиптических условиях все равно пытаются оставаться людьми.

Текст: Семаун Мария

Вам понравится

Оставьте комментарий