Пожар сердца большого и ненужного поэта

Самый передовой поэт Советской России и главный литературный авангардист ХХ века. Строчки его стихотворений вызывают удивление, восхищение, непонимание — послевкусие от произведений самого известного футуриста русской литературы разное, но всегда ярко выраженное. Биография поэта вызывает искреннее сочувствие и сострадание. Владимир Маяковский горел в любви, горел в юности в своей партийной деятельности, горел и в поэзии. 19 июля в мире литературы стала особенной датой: именно в этот день родился футурист №1 России Владимир Маяковский. В этом году отмечается юбилей поэта 125 лет, век и четверть столетия бушующего лирического пожара, даже не думающего обращаться в пепел. В июле 2018 года любители поэзии, желающие снова почувствовать разгорающееся пламя от чтения стихов главного русского авангардиста, собираются и вспоминают самого неординарного русского лирика и его непростую судьбу.

В выставочном зале Галереи «Нагорная» также нашлось укромное место для любителей выдающейся авангардной поэзии Маяковского. Зал был небольшим, в светло-голубых тонах и всем своим видом говорил, что здесь 5 июля в Галерее «Нагорная» властвовала эмоциональная поэзия. Стоявший посередине белый рояль стал образным последним штрихом в создании атмосферы литературного вечера. Людей было мало, но они были разными: от молодых девушек-любительниц поэзии до иностранцев, интересующихся русской культурой. Все садятся на удобные красивые стулья и внимательно слушают моноспектакль-семинар «Огромное сердце» от А.Н. Александрова.

Зал в Галерее «Нагорная»

Семинар «Огромное сердце» — гремучая смесь литературного концерта, лекции и интерактивного общения. Помимо повествования о любовных страданиях Маяковского и эмоционального чтения стихов, имеет место быть и искусствоведческая минутка. А.Н. Александров рассказал о том, откуда взялся авангард, как развивался, и показал типичных представителей этого культурного феномена. Были даже продемонстрированы современные авторы. Выступающий обратил внимание зрителей на развитие авангарда с целью показать, откуда именно взялся тот Маяковский, которого мы все хорошо знаем. И в период, когда авангардные течения изобразительного и литературного искусства шокировали большинство современников, юный будущий поэт, читавший всё новое, обретает цель, которая впоследствии стала его смыслом жизни. Маяковский захотел «построить» новое искусство, ставящее крест на старом.

Особое внимание лектор Александров уделил одному из самых известных стихотворений Владимира Маяковского «Послушайте!» и обнаружил новые для зрителей мотивы и смыслы произведения. Выступающий считает, что это стихотворение Маяковского так известно, потому что чувства, описанные в нем, и объекты знакомы каждому. Каждому читавшему в жизни бывает страшно, и каждый надеется на то, что его звезда на небе непременно загорится.

Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!

Также Александров обнаружил, что уже в этом раннем стихотворении поэта намечается типичное для Маяковского описание любви, любви как тревожного ожидания или страстной любви. Маяковский в «Послушайте!» надрывается, врывается, плачет, целует, просит, клянется, ходит тревожный. Пусть это произведение не относится к любовной лирике, но сквозь этот текст можно увидеть все атрибуты любви и страсти, присущие как Маяковскому, так и большинству читателей. После этого стихотворения выступающий лектор и посетители перешли уже главной части мероприятия: чтению любовной лирики  и обсуждению трагической судьбы Маяковского.

Processed with VSCO with n1 preset

А.Н. Александров читает отрывок из поэмы В.В. Маяковского «Человек»

Да, тема любви в литературе не новая. О встречах и расставаниях, о ревности и самопожертвовании написано не мало прозаических и лирических произведений. Но эмоционально новые мотивы появляются именно в творчестве Маяковского. Любовь как тревожное ожидание и «пожар сердца» окончательно сформулированы в поэме футуриста «Облако в штанах».

Allo!

Кто говорит?

Мама?

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Скажите сестрам, Люде и Оле,-

ему уже некуда деться.

А вот уже знакомый нам мотив тревожного ожидания:

Вы думаете, это бредит малярия?

Это было,

было в Одессе.

«Приду в четыре»,- сказала Мария.

Восемь.

Девять.

Десять.

Будучи мастером метафор, Маяковский находит одновременно точные иносказательные определения человеческого потрясения. Например, «Видите спокоен, как пульс у покойника» из первой части «Облака в штанах». Именно из этой поэмы потом выросли такие произведения как «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Про ЭТО», прозвучавшие на семинаре.

Кульминацией вечера стало декламирование отрывка поэмы Маяковского «Человек», а именно части «Маяковский векам». В этой части поэт обращается к себе и к будущим читателям, то есть к нам. Многие присутствовавшие были шокированы тем, как точно Маяковский предсказал свою судьбу:

— Прохожий!

Это улица Жуковского?

Смотрит,

как смотрит дитя на скелет,

глаза вот такие,

старается мимо.

«Она — Маяковского тысячи лет:

он здесь застрелился у двери любимой».

Кто,

я застрелился?

Такое загнут!

Блестящую радость, сердце, вычекань!

Окну

лечу.

Небес привычка.

От силы строк из отрывка поэмы «Человек» сам выступающий лектор Александров не выдержал и слегка упал на ставший за ним белый рояль и попросил воды. Отойдя немного от полученного впечатления, он продолжил декламировать стихи футуриста.

Пожар — это явление быстро распространяющееся, и если оно возникнет в одном месте, то спустя считанные минуты загорится новый объект. Незатухающий «пожар сердца» Владимира Маяковского не отпускал ни одного зрителя семинара-моноспектакля. Более того вышедшие из зала под впечатлением посетители невольно  сами стали носителями этого огня. Сила метафоры Маяковского стала причиной возникновения силы впечатления у читателей. Поэтому пламя горит, поэтому поэт, преданный самим собой векам, так востребован и актуален и по сей день.

Текст: Дарья Шитькова

Вам понравится

Оставьте комментарий