Как «расстреляли» Дон Кихота

Вряд ли сейчас можно встретить человека, который не знал бы, кто такой Дон Кихот. Роман Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» стал всемирно известен практически сразу после его первой публикации, а главных героев романа нарекли «вечными спутниками» человечества. И это не удивительно, ведь для многих поколений читателей Дон Кихот со своим верным оруженосцем Санчо Пансой стали настоящими друзьями, с которыми можно и посмеяться от души, и отправиться навстречу приключениям, и даже поразмышлять над смыслом жизни.

Кто только не брался иллюстрировать этот, без преувеличения, роман всех времен и народов! И Куапель, со своими карикатурными набросками для настенной живописи и гобеленов, и Доре, нарисовавший 370 иллюстраций, по которым можно проследить путь благородного идальго со всеми его перипетиями, и Домье, для которого гораздо интереснее оказалось изобразить не развитие сюжета, а внутренний мир героя — его сомнения, терзания и разочарования. Среди художников, вдохновившихся романом Сервантеса так же Пабло Пикассо, Анатолий Зверев, Марсель Пажо и многие другие, но мы остановимся на одном из самых необычных авторов в истории мировой живописи. И ты, конечно же, сразу узнал эти усы! Да, соотечественник Сервантеса, безумный гений и король сюрреализма Сальвадор Дали тоже внес свой вклад в историю романа.

Впервые Дали взялся иллюстрировать «Дон Кихота» еще в 1945-1946 годах по совету своего отца, написавшего однажды, что это — достойная его [Дали] таланта задача. В результате появилось целых 38 рисунков и 5 эскизов. Планировалось выпустить новое издание романа карманного формата с рисунками Дали, но издательство разорилось и книга, увы, не вышла. Спустя долгие годы, в 2004, свет всетаки увидел эти рисунки, которые, кстати сказать, были одними из самых любимых работ самого художника. Впоследствии Дали еще трижды обращался к теме Дон Кихота, однако наиболее известным стал цикл литографий, выполненных в 1956-1957 годах, по заказу парижского издателя Жозефа Форе.

dali-genius.ru

«Както летом Жозеф Форе приехал ко мне с большим грузом из тяжелых литографских камней. Он настаивал, чтобы я выполнил иллюстрации к «Дон Кихоту» именно на этих камнях. В то время я был против литографской техники по эстетическим, моральным и философским причинам. Я считал, что творческий процесс должен реализовываться без применения силы, без монархии и инквизиции. По моим представлениям, он должен быть либеральным, бюрократическим и благородным. Однако настойчивость Форе, привезшего камни, разбудила мою антилитографскую волю к власти с точки зрения агрессивного гиперэстетизма. В этом состоянии в голову мне пришла божественная идея. Разве не говорил Ганди: «Ангелы господствуют над обстоятельствами, не нуждаясь в плане«? Незамедлительно, подобно ангелу, я овладел ситуацией моего «Дон Кихота«».

Дали подошел к делу с присущей, пожалуй, лишь ему одному фантазией и оригинальностью и изобрел новый метод литографии — булетизм (от французского boule — шар). Метод этот заключался в том, чтобы стрелять из аркебуза (усовершенствованный, пулевой арбалет) по камням пулями, заряженными литографической краской. Можно сказать, Дали изобрел пейнтбол, правда сейчас в качестве холста выступают сами играющие да и по сути все, что оказалось на пути, не успев вовремя увернуться, убежать, самоликвидироваться.  Ну и мы очень сомневаемся, что хоть в одном пейнтбольном клубе сегодня можно встретить аркебуз XV века с затвором, инкрустированным слоновой костью, каким пользовался Дали, которому сей агрегат преподнес его друг, художник Жорж Матье. Но об изобретении Сальвадора Дали никто не скажет лучше самого Сальвадора Дали:

«Поднявшись на палубу одной из барж Сены, выпустил первую в мире свинцовую пулю, начиненную литографической краской. Разорвавшись, эта пуля открыла эру «булетизма». На камне появились божественные пятна, нечто вроде ангельского крыла, легкостью мельчайших деталей и суровой динамикой линий превосходившие все известные к этому дню технические приемы. В последующую неделю я самозабвенно предался своим новым фантастическим экспериментам».

dali-genius.ru

Но этим эксперименты с техникой не ограничились, хотя, казалось бы, что еще тут можно предпринять. Однако если мы вспомним, к примеру, картины Дали, написанные всевозможной морской живностью (художник окунал морскую звезду и осьминога в краску и просто оставлял их ползать по холстам), то вопрос отпадет сам собой. На Монмартре, в окружении сотни впечатлительных молодых девушек, он заполнил хлебным мякишем, пропитанным краской, два полых носорожьих рога, а затем разбил их о камень.

«И вот случилось чудо, за которое надо на коленях возблагодарить Господа: носорожьи рога начертали два треснувших мельничных крыла. Затем двойное «чудо«: когда я получил первые результаты, неудачный «захват» оставил на камне ненужный след. Я счел своим долгом использовать эти пятна для иллюстрирования литургического таинства в параноидальном духе. Дон Кихот сталкивается во внешнем мире с параноическими великанами, один из которых сидит в нем».

dali-genius.ru

Да, комуто может показаться, что все это глупость, абсурд. Но разве сам по себе сюрреализм — это не абсурд? И разве сам «Дон Кихот» Сервантеса в какойто мере не сюрреалистичен? Так кем был Сальвадор Дали, так лихо «расстрелявший» Дон Кихота — гением или безумцем? Что ж, одно другому не мешает. Как говорил один не менее эксцентричный персонаж, «это лишь две крайности одной и той же сущности».

Все иллюстрации, выполненные Дали в технике булетизм (всего их 13) можно посмотреть по ссылке: http://www.dali-genius.ru/Don-Quichotte.html

Текст: Яна Бишир

Вам понравится

Оставьте комментарий