Хаяо Миядзаки. Дух японской анимации

Откуда берут свое начало волшебные истории и в чем секрет всемирного признания японского художника-мультипликатора?

77-летний Хаяо Миядзаки, или Мия-сан, как уважительно называет его команда анимационной студии «Гибли», приступил к работе над «Как поживаете?» по одноимённой книге японского детского писателя Ёсино Кэндзабуро. Планируется, что это будет последняя работа режиссера. Но, пока об этой истории известно не так много, вспомним, а некоторых, может быть, познакомим с творчеством Хаяо Миядзаки.

Миядзаки родился в 1941 году, в самом начале Второй Мировой войны. Возможно, детские, совсем неосознанные переживания создали абсолютно отрицательное отношение режиссёра к войне и к борьбе вообще, как между людьми, так и между человеком и природой. Пацифистские взгляды нашли отражение и в его мультфильмах. Последняя работа «Ветер крепчает», которая была создана на основе одноименного рассказа Тацуо Хори, получилась скорее для взрослых. Она о взрослении мальчика Дзиро, который восхищается полетами и конструирует свой самолёт, но в глубине души понимает, что его мечта неизбежно сплетена с войной.

Кстати этот фильм не единственный, где летают самолеты. Вспомните «Порко Россо» о заколдованном летчике с поросячьим видом (к большому огорчению Хаяо Миядзаки, этот фильм тоже получился для взрослых). Эти две истории не случайно появились в творчестве режиссёра. Его отец был директором фабрики по изготовлению деталей самолета, и с раннего детства Хаяо хотел стать авиаконструктором. Только таланта для этого у него не хватило, «пришлось», к счастью, стать мультипликатором. А мечтать о красивых самолетах он продолжает до сих пор.

У всех великих режиссеров есть свой стиль, и Хаяо Миядзаки не является исключением. Сложно представить его мультфильм без завораживающей природы. Она и есть мир, в котором человек чаще является «вторгающейся» сущностью. Японский фольклор, изобилующий обакэ, то есть призраками, духами и монстрами, является прекрасной базой для создания персонажей, которые стали символами японского режиссёра, такие как Безликий из «Унесённые призраками» и Тоторо из «Мой сосед Тоторо». Причём, в основу ложится лишь идея существа, а его образ и конкретный внешний вид рождается уже в голове режиссёра. События фильмов всегда разворачиваются на фоне потрясающей красоты природы: моря, леса, неба. Хаяо Миядзаки каждый день выходит со своей командой смотреть на закат, чтобы, вдохновившись, передать его на рисунке. А ещё, помните фрагмент из «Унесённые призраками», когда из захламленного духа леса вытаскивают велосипед-занозу? Так вот, эта сцена прямое отражение реальности режиссёра, который раз в неделю чистит реку около своего дома!

Удивительно, но работа над созданием мультфильма проходит в неведении команды, а зачастую и самого режиссёра. У Миядзаки нет сценария. Он рисует раскадровку, не зная, чем может  закончиться его мультфильм. Такое чувство, что сюжет уже существует на каком-то метафизическом уровне. Миядзаки рисует с секундомером в руках, он мысленно прокручивает каждый кадр, вымеряет, сколько он должен длиться, что в нем должно происходить, рисует сцену в воображении и смотрит её.

В 2014 году Хаяо Миядзаки стал обладателем почетной премии Оскар. «Мастеру, чей анимационный артистизм вдохновил кинематографистов и зрителей по всему миру». Этот удивительный человек имеет полное право на такое звание.

В 2013 году появился прекрасный фильм о Миядзаки «Царство грёз и безумия». Живой и трогательный фильм погрузит вас не только в жизнь гениального человека, но и в жизнь настоящего японца. Приятного просмотра!

Текст: Вера Баскакова

Вам понравится

Оставьте комментарий