Истории призраков. Мы видим то, что хотим увидеть

Истории призраков («Ghost Stories») — британский фильм 2017 года в жанре ужасов, написанный и снятый Энди Найманом и Джереми Дайсоном по мотивам одноименной пьесы поставленной ранее ими же.

Зрители отлично приняли пьесу, так что режиссеры вскоре решили превратить ее в полнометражный фильм. Однако, если для театра хоррор — явно не самый распространенный жанр, то в кино количество самых разнообразных ужастиков зашкаливает и прорваться через обилие заурядных, забитых скримерами хорроров непросто. Энди и Джереми, однако, это удалось.

Профессор Гудман, разоблачающий шарлатанов-экстрасенсов, предсказателей и вообще различные паранормальные явления, должен исследовать три особенно загадочных дела — сюжет вполне знакомый. Также знакома очень удобная для фильма ужасов структура из трех новелл. Присутствует и обязательный твист в конце. Перечислим теперь недостатки фильма, чтобы сразу с ними разобраться: скримеров в нем также достаточно, а темп немного растянут, так что напряжения для последнего твиста набирается недостаточно. И, хотя Энди говорит, что они понимали, насколько важно в хорроре правильно понять, что именно нужно показать, а что скрыть — не всегда они с этим справляются. Так, в фильме очень много пугающих моментов, но мало сцен, способных выстроить напряжение как следует и довести его до кульминации.

Однако! Есть в нем моменты и идеи очень удачные, и их вполне достаточно, чтобы перевесить всяческие минусы.

Во-первых, что, может, не так уж и важно, но очень приятно: в фильме практически отсутствует компьютерная графика. Обладая возможностями и ресурсами, режиссеры обходятся самыми простыми, но оттого нисколько не менее действенными способами. Так, в одной сцене герой (и зрители вместе с ним) пугается швабры с ведром, в другой — невнятной тени за чьей-то спиной. Когда же дело доходит до живых персонажей, в ход идут отличный грим и костюмы. А самый, возможно, жуткий персонаж фильма — просто некто в пуховике с натянутым на лицо капюшоном. Также в фильме множество отсылок к другим фильмам ужасов, таким как «Ночь демона» и «Зловещие мертвецы». По словам Энди Наймана, приступая к съемкам фильма, они начали с перечисления своих любимых сцен из других фильмов ужасов, и все они в результате повлияли на картину.

Во-вторых, режиссеры поднимают в фильме немало важных тем и доносят их прямо, но очень спокойно, ни в коем случая ничего не навязывая, так что это не выглядит пошло или грубо.

«И фильм, и пьеса, конечно, целиком об этой удушающей маскулинности, о том, какие формы это принимает, и как сильно это калечит… Если посмотрите на статистику самоубийств мужчин, это жуть, сумасшествие, что-то ужасающее. Страшно, насколько сложно мужчинам открываться, говорить о своих чувствах и правильно определять для себя, что это значит «быть мужчиной»…»

Кроме этой, до сих пор недостаточно, к сожалению, популярной в обществе темы, в фильме поднимаются вопросы веры и религии, надежды и правды, семьи и одиночества. И всё это ценно именно потому, что все элементы присутствуют, работают, но не проговариваются прямым текстом: создатели уважают своего зрителя.

И, конечно же, актеры. Главную роль играет один из режиссеров, Энди Найман — роль ему подходит, но смотреть на него скучновато. Зато все остальные, каждый по-своему, блистают. Мартин Фримен немного отходит от своей обычной манеры игры, и этого достаточно, чтобы ему верить и наблюдать его персонажа с удовольствием. Играет он легко, «по-домашнему».

Алекс Лоутер и Пол Уайтхаус на постерах к фильму 

Алекс Лоутер, (Саймон Рифкинд из второй новеллы) в своей роли целиком отдаваясь своим эмоциям, страхам и психозам, очень достоверен. Срывающийся на визг, задыхающийся от страха, переходящий на шепот — Лоутер вживается в своего персонажа, целиком уходит в мир на экране и переносит туда и зрителя.

Наконец, Пол Уайтхаус, играющий охранника из первой новеллы — хорош просто потому, что про него сложно что-либо сказать, по крайней мере как про актера. Зато достаточно много можно говорить о нем как об охраннике — простом, живом, живущем в глубокой печали человеке.

«Истории призраков» — это важные, притом легко поданные идеи, отличный подбор актеров, уважение и любовь к классике и интересным (без помощи графики) решениям задач. Остается надеяться, что авторы не остановятся на этом, учтут свои ошибки и вскоре начнут работу над новым фильмом.

Текст: Даниил Яцута

Вам понравится

Оставьте комментарий