«Между рядами» Томаса Штубера: нежные чувства у кофейного автомата

«Между рядами» — экранизация небольшого рассказа Клеменса Майера, меланхоличная драма о работниках супермаркета от немецкого режиссера Томаса Штубера.

Главный герой Кристиан, скромный молчаливый парень в татуировках, устраивается грузчиком в огромный супермаркет. Здесь он знакомится с Бруно из отдела спиртных напитков, который берёт его под свой патронаж и обучает ремеслу грузчика. Однажды Кристиан встречается взглядом с Марион, бойкой красавицей из отдела сладостей, — и начинается история любви между рядами.

kinopoisk.ru

За стеклянными дверьми супермаркета идет размеренная, спокойная жизнь со своими локальными событиями под медитативную классическую музыку. Проводятся шахматные турниры, идет борьба за погрузчик — все на эмоциях, почти переходят на личности! Здесь всё серьёзно, всё по-настоящему. Водить погрузчик оказывается так же нелегко, как и автомобиль — во всём нужна сноровка. Чтобы освоить этот нелёгкий труд, нужно обучиться теории и практике, а в конце сдать экзамен. Кристиан — прилежный ученик, и каждая ошибка для него посерьезней дел сердечных. Но упорство и увлеченность не дают ему опустить руки, и он справляется.

Коллектив супермаркета подобен большой семье. Кристиана, как ребенка, постепенно знакомят с каждым уголком магазина, коллеги бесцеремонно интересуются подробностями его личной жизни, дают советы, но туда, где может быть больно, учтиво стараются не лезть. Старший наставник, как отец, пожурит за непотребный вид и поддержит в трудную минуту.

kinopoisk.ru

Супермаркет похож на город: отделы напоминают районы, проходы — улицы, а стеллажи — дома, в каждом их которых своя особая жизнь. Но для его обитателей это целая планета со своей Сибирью, океаном и райскими тропиками.

Снаружи — совсем другой мир: поездки на ночном автобусе, как трансфер в реальность, поиски смысла жизни, грязные съемные квартиры и одиночество.

Трое главных героев переживают разные формы одиночества. Кристиан отрекся от грубых пьяных встреч с бывшими подельниками, к которым всё же тянет в минуты слабости и отчаяния, и пытается найти своё место в новом мире. Марион — узница тяжёлого брака, из которого ей не выбраться по причинам, известным только ей. Бруно не отпускает прошлое и не принимает настоящее. Но посреди тоскливых и бесцветных дней находятся маленькие радости, а главное — доброта и нежность.

Кристиан влюбляется как мальчишка и совершает настоящие героические поступки. Вам когда-нибудь дарили ворованное из списанных товаров пирожное? Грели нос посреди замороженных продуктов? Проникали в дом, чтобы подарить цветы? Хотя на этом моменте у зрителя вектор принятия и сочувствия главному герою может немного сместиться — цивилизованному сознанию трудно оправдать такой вот почти вуайеризм. Но Кристиан внимателен к мелочам, с первой встречи он запомнил каждую особенность Марион, и в её доме преследовал ту же цель — впитывал каждую деталь. Между ними постепенно возникает та степень близости, при которой не важны широкие жесты и громкие слова, достаточно свиданий у кофейного автомата и какой-то только им понятной внутренней договоренности.

kinopoisk.ru

Если для Кристиана и Марион супермаркет — убежище, то для Бруно — насильно вписанная в его жизнь реальность капиталистического общества. На месте, где  построили огромный магазин, была стоянка дальнобойщиков, на которую он и его коллеги, тоже ныне переквалифицированные в грузчиков, счастливо возвращались после рейсов. Теперь вместо романтики и свободы дальних переездов за рулём грузовика Бруно ютится в проходах между стеллажами за рулём погрузчика. И пусть он справляется лучше остальных, ловко маневрируя на узких дорожках, Бруно не чувствует себя на своём месте и живёт в ностальгии и тоске.

Томас Штубер, молодой немецкий режиссер, рассказывает маленькие истории полные большой трагедии, большого чувства. Он стремится показать с одной стороны простую жизнь как она есть, а с другой — добавить немного магии туда, где её меньше всего ожидаешь. Его герои — люди, о жизни которых мало кто знает и мало кто задумывается. И через них он размышляет о фундаментальных философских вопросах: любви и смерти.

На стене у кофейного аппарата красуются обои с фотографией жаркого южного пляжа. В серой и темной родной стране это как картинка на экране компьютера — напоминают, что есть солнце, есть беззаботная леность, пресловутое счастье. Но Кристиан и Марион понимают, что они способны создать для себя свой маленький рай у кофейного автомата. Если у тебя достаточно чуткое сердце, поршень погрузчика звучит как море. Да, от этого грустно, ведь это не настоящее море, и настоящего может и не быть совсем в этой жизни, но на ту минуту, когда слышен этот шум, быть может, ты становишься чуть счастливее.

Текст: Анна Меликян

 

Вам понравится

Оставьте комментарий