Гарри Поттер и… нацизм

Джоан Роулинг, она же Дж. К. Роулинг, а для своих многочисленных фанатов просто мама Ро — всемирно известная британская писательница, автор серии книг о волшебнике Гарри Поттере. Она вновь ввела моду на чтение, появился даже специальный термин «поколение Гарри Поттера», обозначающий детей, чья любовь к чтению началась в конце 90-х или начале 00-х с книг о Мальчике-который-выжил.

Недавние исследования показали, что сейчас именно эти, уже повзрослевшие, дети являются наиболее активными читателями, формирующими спрос на целые жанры и влияющими на издательские тренды.

Приключения юного волшебника и его друзей в стенах школы чародейства и волшебства Хогвартс стали настолько популярны, что вскоре на основе книг Роулинг появилась серия фильмов, которые только закрепили успех саги. И по сей день вселенная Гарри Поттера продолжает расширяться, пополняясь новыми книгами (Сказки барда Бидля, Квиддич свозь века, Фантастические твари и где они обитают, Гарри Поттер и Проклятое дитя, а лучше просто зайдите на официальный сайт pottermore.com) и фильмами (приквел к истории Гарри Поттера, повествующий о приключениях Ньюта Скамандера).

Как говорится, талантливый человек — талантлив во всем. Вот тётя Ро и книги пишет, и пьесы, и сценарии к фильмам, а еще она рисует.

Эту статью мы решили сопроводить её собственными иллюстрациями, созданными еще в 90-х годах, так как они передают ее представления о созданном ею волшебном мире. Эти рисунки можно встретить только в самом первом тираже книги «Гарри Поттер и философский камень», вышедшем в 1997 году, и составлявшем всего 500 экземпляров.

Помимо 22 авторских рисунков на полях книги можно найти многочисленные пометки и комментарии Роулинг, оставленные от руки, а также 43 страницы размышлений. С тех пор сотни художников по всему миру пытались иллюстрировать поттериану, но наиболее известными и востребованными попрежнему остаются работы Джима Кея, о которых сама Роулинг отзывается весьма положительно.

Однако несмотря на всю красочность и детальную проработку иллюстраций Кея, вариант автора не теряет своего очарования и ценности, особенно для поклонников, ведь долгое время эта сторона творчества Джоан Роулинг оставалась за кадром и была обнародована всего пару лет назад. Но, что еще в этой истории было вынесено за пределы основной сюжетной линии? Что, перечитывая книги о Гарри Поттере, замечают его повзрослевшие поклонники?

 time.com

Не секрет, что художественные тексты рождает воображение автора, на то они и художественные.

Однако верно и то, что многих авторов на написание того или иного произведения вдохновляет окружающая их действительность или исторические события. И здесь Джоан Роулинг не стала исключением, хотя нужно отметить, что помимо ее родной английской культуры на ее творчество сильное влияние оказали литература и культура других стран, а также исторические события, имевшие мировое значение.

В частности, в книгах о Гарри Поттере она проводит параллель с нацистской Германией времен Второй мировой войны.

«It was conscious. […] I wanted Harry to leave our world and find exactly the same problems in the wizarding world.

 

So you have the intent to impose a hierarchy, you have bigotry, and this notion of purity, which is this great fallacy, but it crops up all over the world. People like to think themselves superior and that if they can pride themselves in nothing else they can pride themselves on perceived purity.

 

So yeah that follows a parallel to Nazism. […] So you ask what lessons, I suppose. The Potter books in general are a prolonged argument for tolerance, a prolonged plea for an end to bigotry, and I think ti’s one of the reasons that some people don’t like the books, but I think that’s it’s a very healthy message to pass on to younger people that you should question authority and you should not assume that the establishment or the press tells you all of the truth»

 

(J. K. Rowling at Carnegie Hall)

 

«Это было сознательно. […] Я хотела, чтобы Гарри, покинув наш мир, столкнулся с точно такими же проблемами в мире волшебном.

 

Таким образом, мы имеем дело с намерением навязать иерархию, фанатизмом и понятием чистоты крови, но несмотря на всю ошибочность таких суждений, мы все равно встречаем их по всему миру. Людям нравится думать, что они особенные и гордиться своим превосходством, своей чистотой, особенно если гордиться-то больше и нечем.

 

Поэтому, да, параллель с нацизмом здесь есть. […] Вы спрашивали, какой урок я хочу преподать таким образом. В целом, книги о Гарри Поттере представляют собой достаточно долгий дискурс на тему толерантности, и призыв к пресечению фанатизма, и я думаю, это одна из причин, по которой некоторым людям мои книги не нравятся, но я считаю, что это разумный посыл для молодого поколения. Идея в том, чтобы подвергать сомнению авторитеты, и все время помнить, что госаппарат и пресса не рассказывают всей правды».

 

(Из выступления Дж. К. Роулинг в Карнеги-Холле)

  time.com

Как мы уже говорили, Роулинг удалось создать не только подробную и увлекательную историю, но и совершенно новый волшебный мир, в котором живут ее герои. Поэтому, хоть мы и понимаем, что этот мир вымышленный, нельзя не отметить, что в нем воплощены все аспекты реального мира.

Через своих персонажей, таких как Волан-де-Морт и Гриндевальд, Роулинг показывает, что проблемы Второй мировой войны не ограничиваются реальным миром. Она показывает, что они вне времени, универсальны и актуальны даже в волшебном мире.

Проводя параллели между историей Гарри Поттера и событиями 40-х годов ХХ века она пытается рассказать своим читателям (по большей части детям и подросткам) об опасности фанатизма и жажды власти и научить их таким понятиям как храбрость, милосердие, единение и сострадание. Но давайте вместе пронаблюдаем сходство личностей Волан-де-Морта и Гитлера и схожесть их режимов.

Итак, сперва поговорим об идеалистических взглядах на общество.

Людям в целом свойственно стремление улучшить мир, в котором мы живем, однако проблема в том, что не все, что правильно и для одного человека, будет правильным и для другого. Большинство людей сейчас рассматривает геноцид как ужасный и неправомерный акт; однако во время Холокоста Второй мировой войны многие люди считали, что этническая чистка является необходимой процедурой, которая в конечном итоге принесет пользу обществу.

Эти идеи этнической чистки и расовой ненависти идентичны тем, которых придерживаются антагонисты истории Роулинг. В мире Гарри Поттера с точки зрения   чистокровных волшебников «волшебники-полукровки» и «грязнокровки» не имеют права на существование.

Роулинг показывает нам, что кроме Волан-де-Морта были и другие волшебники со схожими взглядами. Например, Салазар Слизерин. Будучи одним из основателей Хогвартса, он считал, что в школе должны учиться только чистокровные волшебники. Кроме того, Гриндевальд и Дамблдор тоже верили в превосходство волшебников над магглами и хотели свергнуть правительство, относившееся к обычным людям терпимо и не верящее в то, что они представляют особую угрозу для магического сообщества.

Нельзя утверждать, что Волан-де-Морт полностью списан с Гитлера, но, в тоже время, явные сходства просто невозможно игнорировать.

Психологи утверждают, что среда, в которой растет человек, оказывает существенное влияние на формирование его личности. Например, одна из причин, по которой Гитлер ненавидел евреев, состоит в том, что он обвинял их в нищете и несчастье, которые преследовали его в детстве и юности; он считал, что они несут ответственность за поражение в Первой мировой войне и жесткость Версальского договора. (Waite, Hitler and Nazi Germany, 9)

Ни у Гитлера, ни у Волан-де-Морта не было счастливого детства. Гитлер подвергался насилию в детстве (Smith, Adolf Hitler: His Family, Childhood and Youth, 58) и большую часть жизни прожил в бедности преимущественно в еврейском квартале (Smith, Adolf Hitler: His Family, Childhood and Youth, 68).

Волан-де-Морт, в свою очередь, родился и вырос в маггловском приюте и, веруя в свою исключительность, свое превосходство над другими детьми не-волшебниками, был там несчастлив. Принимая это во внимание, вполне возможно предположить, что такое детство и юность у обоих способствовало зарождению в них этнической ненависти и желания причинять вред другим. Желание Волан-де-Морта истреблять магглов выросло из  его чувства превосходства над ними. Он считал себя исключительным, могущественным и поэтому он, как волшебник, должен повелевать ими. Волан-де-Морт, как и Гитлер, детально изучал свои корни, чтобы укрепиться в своих предрассудках, в своей ненависти.

Они оба были талантливыми манипуляторами, развив эту способность еще в детстве, они смогли перенесли ее и во взрослую жизнь, и сознательно манипулировали другими, чтобы получить желаемое.

Еще одна черта, присущая обоим, — способность убеждать других в своих добрых намерениях. В возрасте 22 лет Гитлер сумел убедить свою тетку по материнской линии Иоганну Пёльцль оставить ему в наследство огромную сумму денег, большую часть своих сбережений. Точно так же Волан-де-Морт примерно в том же возрасте заручился доверием старой и очень богатой волшебницы Хепзибы Смит и убедил её показать ему чашу Пуффендуя, из которой он намеревался сделать крестраж.

Кроме того, для достижения преследуемых целей и Волан-де-Морт, и Гитлер должны были обеспечить себе поддержку большинства. Они оба смогли отвлечь внимание публики, чтобы получить одобрение. Однако Гитлер подогревал всеобщее негодование по отношению к нищете и бессилию, чтобы выглядеть в глазах людей проблеском надежды, человеком, способным переменить все в лучшую сторону; в то время как Волан-де-Морт предпочитал запугивать своих приспешников.

Они появились на политической арене в нужное время, когда все благоволило их восхождению к власти. Здесь нельзя опустить тот факт, что Волан-де-Морт извлек для себя пользу из ошибок бывшего министра магии Корнелиуса Фаджа, прототипом которого послужил Невилл Чемберлен, премьер-министр Великобритании времен начала Второй мировой войны.

«My model of the world after Voldemort’s return was, directly, the government of Neville Chamberlain in Great Britain during the Second World War, when he tried to minimize the menace of the Nazi regime for political convenience»

(J. K. Rowling for the XLSemanal)

 

«Моя модель мира после возвращения Волан-де-Морта полностью соответствует ситуации, сложившейся в Великобритании во времена Второй мировой войны, когда должность премьер-министра занимал Невилл Чемберлен, пытавшийся свести к минимуму угрозу нацистского режима для политики страны»

(Из интервью Дж. К. Роулинг испанскому изданию XLSemanal)

Политика Чемберлена позволила Гитлеру беспрепятственно вторгнуться в Чехословакию, премьер-министр Великобритании счел это «лишь конфликтом, разворачивающимся в далекой стране, стычкой между людьми, о которых ничего толком не известно».

И Фадж служит наглядным примером того же заблуждения — будучи человеком слабым, и до крайней степени зависимым от своих привилегий и положения в обществе, он отказался верить, что Волан-де-Морт вернулся а, когда понял, что был не прав, то не просто не смог оказать ему сопротивление, но даже предпочел скрыть этот факт.

 time.com

В большинстве случаев любое правительство хочет получить одобрение широкой общественности. Многие используют пропаганду, чтобы убедить людей в правильности и легитимности своих действий.

Например, нацисты использовали свастику, которая на протяжении многих веков была символом удачи, благополучия и счастья, чтобы убедить общественность в своих добрых намерениях.

Нацисты контролировали прессу, чтобы манипулировать сознанием людей, влиять на их мнение и мировоззрение. Ничего не напоминает?

И, конечно, нельзя не сказать о сопротивлении. Нужно отметить, что в годы войны идея этнической чистки не получила повсеместной поддержки, напротив, предпринимались попытки (как внутри Германии, так и за ее пределами) положить конец геноциду, как, например, Движение Сопротивления во Франции, выступавших против этнической чистки и нацизма в целом.

В книгах Роулинг в подобной роли выступают Орден Феникса, Отряд Дамблдора, оппозиционный журнал «Придира» и подпольная программа «Поттеровский дозор», пытаясь, с одной стороны, оказать хоть какое-то сопротивление Пожирателям смерти, а с другой поддержать тех, у кого еще осталась надежда.

Зачастую, с возрастом наше отношение ко многим литературным произведениям меняется — что-то, что в детстве казалось немыслимой скукотищей, со временем становится любимой книгой, с опытом меняется наш взгляд на вещи, позволяя в любимых текстах увидеть новые слои.

Книги о Мальчике-который-выжил, увлекательная детская сказка, содержат в себе мощный посыл: каждый человек, вне зависимости от возраста, пола, расы и национальности может склонить чашу весов в другую сторону, внеся свой вклад в борьбу с фанатизмом; вместе мы должны бороться за то, во что мы верим, не терять надежды и не подчиняться слепо авторитетам, и тогда у надвигающегося кошмара не останется шансов, враг будет повержен.

Текст: Яна Бишир

Вам понравится

Оставьте комментарий