Авторский отбор: экранизации

 

Яна Бишир кисти «Серых будней магов»

Человеку, влюбленному в книги, смотреть экранизации всегда немножко страшно. Во-первых, как бы хороши ни были актеры, какими бы чудесными ни были декорации, они никогда в жизни не повторят той картины, которую ты себе представлял, читая книгу, и, которая тебе так сильно нравится. А во-вторых, фильм априори не может уместить в себе все сюжетные перипетии, и, волей- неволей, создателям фильма приходится опускать многие детали, а иногда и полностью исключать из сценария некоторых персонажей. В результате, зачастую фильм проигрывает книге, поскольку история теряет свое первоначальное очарование. А посему, всякий закоренелый книжный червь, как, собственно, и тот, что пишет этот текст, боится смотреть экранизации — страшно подпортить впечатление.

НО!

Это отнюдь не значит, что хороших и ярких экранизаций, которые не проигрывали бы книге, нет вообще. Просто такие уж мы, книжные черви, привереды. Что ж, а теперь давайте посмотрим, что может понравиться нам, книголюбам.

Крестный отец, 1972

И первый пункт в этом небольшом рейтинге вряд ли кого-то удивит, но не написать об экранизации Фрэнсиса Форда Кополлы культового романа Марио Пьюзо «Крестный отец» было бы кощунством. Фильм, в котором прекрасно все: актерский состав, музыкальное сопровождение, работа операторов и режиссера — все без исключения. Фильм, раскрывающий двери в мир мафии, в котором великолепно передана атмосфера — напряженная и жестокая. Фильм, увлекающий настолько, что его пересматриваешь даже когда уже знаешь наизусть каждую реплику и каждую интонацию. Ну и, конечно, фильм, в котором «ничего личного, только бизнес».

Изображение с сайта: moviemixed.com

Кортик, 1973

А теперь вспомним отечественный кинематограф, а именно советский трехсерийный фильм «Кортик», снятый в 1973 году Николаем Калининым по одноименной повести Анатолия Рыбакова. Конечно, книга Рыбакова настолько насыщена различными событиями и разномастными героями, что хватило бы на несколько сезонов вполне себе солидного сериала, и создатели фильма решили показать зрителям только часть истории — три фильма, связанных общей сюжетной линией: «Кортик», «Бронзовая птица» и «Последнее лето детства». Фильмы получились настолько логичными, завершенными и, самое главное, уютными, что их с одинаковым удовольствием смотришь и в детстве, восхищаясь стойкостью духа и непреклонным характером главных героев, и годы спустя, испытывая чувство легкой ностальгии оттого, что что-то светлое и чистое уже навсегда осталось позади.

Изображение с сайта: interfax.by

Престиж, 2006

Ну и последний фильм, возможно, покажется несколько необычным, поскольку никак не вписывается в наш импровизированный рейтинг, однако он несомненно заслуживает внимания. Речь идет об экранизации Кристофера Нолана книги Кристофера Приста «Престиж». Да, выбор, конечно, весьма и весьма спорный, но нужно отдать ему должное, так как это тот редкий случай, когда экранизация превзошла книгу.

Фильм получился путанный, странный, шокирующий. После первого просмотра думаешь: «Так, а теперь с начала и, пожалуйста, помедленнее». Ну или что-то в этом духе. И пересматриваешь, уже обращая внимание на детали, изначально казавшиеся несущественными, задумываясь едва ли не над каждым сказанным словом. Книгу же читать довольно тяжело, возможно из-за специфичности темы, ведь фокусы и иллюзии гораздо интереснее смотреть самому, нежели читать дотошное описание или слушать очевидцев. А вот экранизация, пускай и отличается от книги, зато смотрится на одном дыхании, прекрасно дополняя и раскрывая книгу.

Изображение с сайта: filmestreaming.org

Ну что? Пожалуй, запасусь-ка я печеньками и пойду устрою себе небольшой киносеанс. Кто со мной? Печенек хватит на всех!

Александр Толмачев кисти «Серых будней магов»

Что случилось с Бейби Джейн?, 1962

«Что случилось с Бейби Джейн?» снят по одноименной новелле Генри Фарелла, но и в отрыве от нее имеет богатую и своеобразную историю. Выход ленты пришелся на золотую эпоху Голливуда, а главные роли исполнили две суперзвезды того времени – Бэтти Дэвис и Джоан Кроуфорд. Все дело в том, что они терпеть друг друга не могли, и на съемках дело доходило не то, что до скандалов, но до серьезных интриг и действий исподтишка. Режиссер Роберт Олдрич проделал колоссальную работу, сумев сработаться с ними и довести будущий хит до ума.

Психологический триллер рассказывает историю двух сестер – Джейн и Бланш Хадсон. Первая  блистала  на сцене в детстве, другая  выбилась в люди в зрелом возрасте. По иронии судьбы сестры поменялись местами, но страшные события приковывают Бланш к инвалидному креслу. Она остается на попечении у завистливой родственницы, которая всячески давит и унижает Бланш, прикрываясь благими намерениями.

Голливудская «Бейби Джейн», по сути, камерное кино нескольких актеров в очень мрачных тонах с угнетающим сюжетом. Однако, по сравнению с первоисточником, кинолента – детский лепет. Все, что показано на экране, на страницах произведения возведено в абсолют – от атмосферы до изощренных садистских выходок. Расхождений в одноименных работах хватает, что, впрочем, не мешает считать «Что случилось с Бейби Джейн» 1962 года достойной экранизацией в духе старого Голливуда.

Изображение с сайта: kinoteatr.ru

Апокалипсис сегодня,  1979

Прыжок в неизвестность – это всегда страшно. Но страшно вдвойне, если ты попадаешь не просто в незнакомую обстановку, а на чужой континент в земли к аборигенам. «Сердце тьмы» Джозефа Конрада повествует о сплаве моряка Марлоу по одной из рек в Африке. От первого лица главный герой делится своими мрачными впечатлениями о плавании и рассказывает о весьма сомнительных порядках, насаждаемых европейцами местным жителям.

Главное в произведении – мотив пути и страх неизведанного, дикого. «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Кополлы безупречно перенял эти задумки, перенеся место действия во Вьетнам. Очевидно, во времена второй Индокитайской войны. Бравые американские ребята двигаются по реке, сталкиваясь с по-настоящему жуткими вещами, и речь идет не только о ловушках Вьетконга.

Несмотря на то, что фильм и литературное произведение перекликаются лишь задумкой, это дает право считать «Апокалипсис сегодня» если не экранизацией, то лентой по мотивам.

Что тут еще скажешь? Классика мирового кино от выдающегося режиссера, по не менее качественной повести Джозефа Конрада!

Изображение с сайта: blogspot.com

Остров сокровищ, 1988 

Великое приключение Роберта Льюиса Стивенсона становилось предметом экранизаций не раз и не два, и советский мультик является одним из самых достойных и необычных в обширном перечне. Прекрасные вставки-клипы, отличная анимация, добротно воссозданный сюжет (с поправкой на то, что мультик, очевидно, для детишек) и творческая вершина – досье на каждого персонажа являются визитными карточками «Острова сокровищ» 1988 года.

Неважно сколько вам лет – смотреть этот шедевр можно и нужно в любом возрасте. Вполне вероятно, что на два часа хронометража зритель выпадет из жизни и погрузится в пиратскую романтику, прочувствует дух настоящих приключений и авантюризма. Ну и, конечно, возьмет пример с Джима Хокинса, который должен являться ролевой моделью для каждого из нас!

Изображение с сайта: youtube.com

P.S. За скобки выносим фильмы, о которых я уже писал – «На игле», «Цельнометаллическая оболочка», «Расемон», «Пьянь», «Груз 200». Они столь же достойные, как и вышеперечисленные.

 

Анна Меликян кисти «Серых будней магов»

 

Любовь во время холеры, 2007

Не люблю книги и фильмы, в которых романтические отношения — главная и единственная тема, но «Любовь во время холеры» стала исключением. Для меня это самая чувственная, страстная, увлекательная история любви. И нет, не из-за знойного Хавьера Бардема, а из-за магии символов у Маркеса, трагедии и необратимости выбора, идеи о том, что жизнь циклична, и каждый следующий виток нов и важен. А ещё (и за это мне немного стыдно) в свои 19, когда я читала книгу и смотрела фильм, для меня было открытием, что есть любовь после 50. Посмотрите, есть.

Фото с сайта: kinomania.ru

Трон в крови, 1957

Макбет в средневековой Японии. Куросава не пытался перенести европейские ценности в аутентичную японскую культуру, за основу взята только история Шекспира, поэтому фильм выглядит полноценно, а не как все эти глянцевые попытки Голливуда экранизировать русскую классику. Мой любимый момент — когда войско Васидзу выпускает в него десятки стрел, а он бежит и не может поверить, что наступил конец.

Изображение с сайта: www.lumiere-mag.ru

Пена дней, 2013

Фильм-конструктор, настоящее визуальное удовольствие. Импровизация образов и трогательная история любви, тут объединились джазовый стиль Бориса Виана и полное отсутствие границ у фантазии Мишеля Гондри. Отличный фильм, если нужно вдохновение.

Фото с сайта: kackad.com

Вам понравится

Оставьте комментарий