Год «Вилли Винки»: интервью с редактором Татьяной Долматовой

В сентябре совсем молодой редакции детской литературы «Вилли Винки» Издательской группы АСТ исполняется год. «Вилли Винки» выпускает красочно иллюстрированные книги лучших зарубежных авторов для читателей от 0 до 9 лет и активно прививает современным детям интерес к чтению.
 НЕ-ТЕКСТ узнал у редактора Татьяны Долматовой, как говорить с детьми о важных социальных и личных проблемах, и как книга может заинтересовать современного ребенка.
Как вам пришла идея открыть редакцию детской литературы? И почему именно детской?

Идея возникла у моей начальницы, главного редактора «Вилли Винки» Татьяны Мантулы. Она первая пришла в Издательство АСТ, я здесь оказалась чуть позже. Они вместе с директором департамента детской литературы Ольгой Муравьёвой поняли, что ниша современной детской литературы сейчас очень востребована, появляются новые и новые издательства, которые хотят её заполнить.А «АСТ» – такой книжный гигант – в этом процессе до нашего появления участвовал очень точечно, не было единой концепции. И очень обидно, что издательство, обладающее огромными возможностями, ресурсами не участвует в общей игре. Поэтому пришло время.

Чем «Вилли Винки» отличается от других детских издательств?

Если сравнивать нас с нашими конкурентами, то мы, как большое издательство, можем себе позволить чуть больше, мы можем пробовать покупать проекты, в которые не готовы впрягаться, так скажем, другие издательства, которые посчитают, что это очень рискованно. Например, те же пикчер-буки (picture book, англ. – детская книжка с картинками), которые мы активно издаём, не так популярны, потому что в России принято, чтобы было много текста. Наши читатели платят за количество слов (смеется). Много денег отдать за одно предложение из трёх слов – нет, это не про наших. И мы постепенно хотим приучить читателя к тому, что в большинстве случаев картинка больше информации несёт, чем текст. Чтобы такие проекты издавать, естественно надо рисковать, и мы можем попробовать тут свои силы, в отличие от, например, маленьких независимых издательств.

Ваш главный редактор Татьяна Мантула пишет, что визуальное, то есть картинки, не менее важны, чем текст. И раз детям больше нравится визуальное, то, как литературе конкурировать с мультипликацией, кино и даже YouTube?

Мне кажется, всё равно детская книга не умрёт никогда. Потому что всё лучшее детям, и я думаю, что современные родители это понимают. Современные родители сейчас — наша целевая аудитория — стараются вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и учиться новому. Поэтому они и для своих детей желают лучшего. И естественно, они не хотят, чтобы их детей воспитывал компьютер, телевизор и так далее. Они хотят, чтобы ребёнок узнавал этот мир, учился, развивался, не боялся проявлять свои эмоции и говорить о своих чувствах. Поэтому книги сейчас — номер один для них. Поэтому я не сравниваю. YouTube и книги — это отдельные истории.

Как тогда привлечь интерес ребенка к книгам?

Делать хорошие книги. Они должны быть качественные, и, естественно, у них должно быть интересное наполнение. Книгами, которые были актуальны в советское время, уже не удивишь ребенка: морализаторской составляющей, да даже визуальным наполнением книги — если брать, например, шрифты — всё это не очень интересно ребёнку, который живёт в современном мире. А если книга будет и оформлена классно, и подача хорошая, то почему нет.

А какое содержание должно быть у книги?

Наша философия и концепция – поговорить с ребенком о его личных качествах, личных проблемах. Например, если он стесняется, если он чего-то боится – то есть разговаривать о чувствах. У наших родителей, бабушек, мам это было не принято. В России мы все очень закрытые, все в себе, всё держим внутри. Но сейчас такая тенденция, особенно на Западе, что всё надо проговаривать, что не надо кричать и обижаться, надо просто открыто говорить с ребенком о его чувствах.

Как тогда разговаривать с детьми на сложные темы: о проблемах с друзьями и родителями, одиночестве?

У нас есть прекрасные книги из серии «Мировые бестселлеры для детей». Это «Проблемы пингвинов», а в сентябре подтянутся «Проблемы жирафов». Это книжка о том, как пингвин очень пессимистично смотрит на мир, но тут появляется морж, который говорит, что всё не так плохо и не надо драматизировать. А в «Проблемах жирафов» жираф страдает из-за своей длинной шеи и комплексует, потому что у всех вокруг, как ему кажется, нормальная шея, а он один вот такой. А потом он встречает черепаху, у которой такая же проблема, и она считает, что у неё шея слишком короткая и, конечно, по её мнению, плохая. Прекрасный автор Джори Джон тут хочет донести, что надо говорить ребенку, как он прекрасен в любых проявлениях, что надо принимать себя, любить себя, любить окружающих. Воспитывать детей в атмосфере позитива.

У вас есть серия книг для девочек «Земляничная фея». Нужно ли современным детям прививать такое деление на мальчиков и девочек?

 В принципе, я против этого. Я за такие книги, которые и мальчикам, и девочкам подходят. Почему-то многие издательства ориентируются на мам. Даже в своих постах в соцсетях они обращаются к мамочкам. Но где же папы? Я за равное воспитание. Почему девочка не может читать о машинках? Хотя, кстати, мальчики могут читать про Земляничную фею, там не девчачьи истории: они о дружбе, взаимовыручке. Или, например, у нас есть серия про викинга Таппи. Можно подумать, что она мальчуковая, но и там тоже гендерно-нейтральные истории, которые будут актуальны для всех.

 А какова роль родителей в чтении? Нужно ли читать вместе?

Да, нужно читать вместе, нужно подавать пример. Человек может быть очень умным, но, если у него нет культуры чтения, если его не приучили к этому с детства, то он уже, скорее всего, либо не будет читать, либо будет это делать очень редко. А если с ним в детстве читали, если он видел, что родители тоже читают, он будет читать всю свою жизнь. Независимо от того, модно это или не модно. Сейчас же очень многие читают, просто потому что это модно.

А Вы считаете, что в России сейчас модно читать?

Да. Мы всегда были читающей нацией, потом был какой-то небольшой провал, все вокруг даже это обсуждали, что читать стали меньше, а теперь это снова актуально, читать сейчас даже модно стало. Причём такая мода пошла, я думаю, больше даже на бумажные книги. И это грустно, конечно, но большинство этим как-то гордится, что они не такие как все, раз читают бумажные книги; такой олдскул. Но я за любое чтение, лишь бы читали хороших авторов и книги.

Как сейчас в России обстоят дела с детской литературой? Есть ли современные авторы?

Авторы есть, но не всегда их легко продвигать, иногда нелегко донести до читателя, что это действительно хорошая книга. Всё равно в магазинах лежит классика, которую, конечно, некоторые родители, и бабушки, и дедушки предпочтут любым молодым авторам. Хотя, когда была ярмарка «Красная Площадь», мы всей редакцией на ней работали, советовали, и я могу сказать, что старшее поколение тоже заинтересовано в наших книгах. И потихоньку начинают брать, им тоже нравится. Но всё равно в большинстве случаев к тебе подходят и спрашивают, где те книги, на которых воспитывалось несколько поколений.

Вы специализируетесь на переводной литературе. Планируете работать с российскими авторами? 

Да, конечно. Мы потихонечку начинаем работать с молодыми художниками. Вышла «Алиса в стране чудес» с иллюстрациями Гали Зинько, которая стала лауреатом премии «Образ книги» в этом году, чем мы очень гордимся, конечно, сейчас выходит «Щелкунчик» в её же интерпретации, «Золушку» в серии «Найди и покажи» нам нарисовала Мария Саммер. Мария — известный тату-артист, но она очень хотела попробовать себя в детской иллюстрации, и мы подумали, что это классная идея. Мы хотим раскрывать молодых художников, это задача номер один, и молодых авторов тоже. Пусть даже их сложнее продвигать.

Почему?

Не доверяют люди молодым авторам.

 А почему тогда доверяют иностранным? Они не молодые?

Дело в том, что мы покупаем иностранные книжки, которые за границей уже заявили о себе. Например, осенью у нас выходит книга «Волшебные неудачники» – это первая книжка Нила Патрика Харриса, потрясающего актёра, он недавно вёл церемонию «Оскар», обладатель кучи наград, и, естественно, его знают и ему доверяют. Хоть это и его первая книга, и непонятно, что он там написал. Но там всё хорошо! (смеётся). А тут у нас текст условной Ани Ивановой. Кто это? Ни премий нет, ни упоминаний где-то, тоже первая книга автора. Но классная. А всё равно донести это будет гораздо сложнее.

Отличаются ли темы, которые поднимают российские и иностранные авторы?

 Иностранные авторы сейчас больше поднимают темы феминизма, буллинга, важные темы, которые на западе сейчас в топе. Российские авторы чаще всё ещё продвигают темы дружбы, товарищества, взаимовыручки. Хотя у нас сейчас выходят книги про феминизм, например, но с трудом. Потому что для нашего поколения, кому сейчас 25-30 лет, это дико актуально, а для остальных это всё ещё в новинку.

Какая ваша любимая серия книг Вилли Винки?

 «Очень важные вопросы». Она вся классная. Ещё «Драконы и рыцари» – прекрасная серия. Это книжки в стихах с иллюстрациями Бенджи Дэвиса, который уже издавался у нас в серии «Смешные истории про Гусика и Медведя». Они очень красивые. Дэвис рисует в стиле старых диснеевских мультиков, на которых я выросла. Они очень яркие, там драконы, рыцари. И, что мне нравится, они и для девочек тоже отлично подходят, в них нет разделения.

 Какие у редакции планы на будущее?

 Мы хотим развиваться, издавать новые серии. Хотим открыть для себя миддл-грейд литературу, например, «Волшебные неудачники» – это первая книга для возраста 8-12 лет. Планируем больше выпускать серийные издания, пикчер-буки, и российских художников, конечно же.

Татьяна, спасибо большое за интервью. Желаем редакции успехов и развития!

Интервью: Анна Меликян 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вам понравится

Оставьте комментарий