«Русский комикс», беллетристика и советский агит-плакат: «НЕ-ТЕКСТ» на «Московской Международной Выставке-Ярмарке»

На часах 10:05, и я подъезжаю на автобусе к родной станции метро ВДНХ. Иду по новоиспеченной брусчатке к отреставрированному главному входу, где на солнце переливаются узнаваемые фигуры над аркой. Как знаток «Выставки достижений» без труда добираюсь до огромного стеклянного павильона под номером 75, по пути объясняя заблудившимся гостям, как добраться до «Московской международной книжной выставки-ярмарки».
Вот оно – одно из главных книжных событий этой осени. Ярмарка, где собрались лучшие издательства советского и постсоветского пространства, а также дальнего зарубежья. Впереди несколько часов чистого наслаждения среди миллионов томов и таких же любителей литературы. А в кармане – всего лишь 350 рублей. Но это не повод унывать, авось что-нибудь да зацеплю.

Перед павильоном красуются два огромных указателя – «главный вход» и «билеты». Следую второму  и попадаю в просторное помещение, где можно купить билет и/или пройти регистрацию на выставку. Народу пока что не так много, в основном пенсионеры, но три кассы работают в сверхскоростном режиме – будущий посетитель не задерживается более десяти секунд, продажа билетов отлажена «на ура». Стоило лишь показать свой непродленный (пока что) студенческий, как мне тут же выдали льготный билет, и я спокойно двинулся к главному входу.

На входе никакой очереди несмотря на то, что сработано в чисто русском духе – на проход одно лишь «бутылочное горлышко», т.е. одна маленькая дверь. Внутри павильона меня встретил огромный плакат, на котором указано расписание мероприятий, карта выставки и ее легенда. Честно говоря, по нему я не ориентировался и сразу пошел вглубь, а-ля «разберусь по ходу» – какое-то конкретное издательство я не искал, и моей целью было осмотреть все, что попадется на глаза.

В павильоне параллельно проходит выставка «Охота и рыболовство на Руси», но никакой путаницы нет – внутри четко обозначено, где охота и рыбалка, а где литература. Вокруг турникетов, которые ведут непосредственно на ярмарку, собрано множество небольших стендов, на которых представлены маленькие издательства – от «Дилетанта» до «Чёрной Сотни». Но пока что я туда не пошел.

Без проблем проникнув через турникет, приложив свой билетик к сканнеру штрих-кодов, мои глаза, собственно, лицезрели огромнейшее пространство, усеянное разного размера стендами и панелями. Время только клонилось к 10:30, и народу было не слишком много – удалось рассмотреть всю мощь и масштаб мероприятия.

Гостей сразу же встречает мастодонт отечественного книгоиздания – «Эксмо», а рядом красуется «АСТ», вроде как, на отдельной панели, несмотря на то, что второе является подразделением первого. Оформление очень солидное и радует глаз – в него вложились по полной программе, и книголюбы идут в первую очередь сюда. С логистикой у них тоже все в порядке: вот вам стенд с художественной литературой, вот вам стенд с нон-фикшн, а вот с бестселлерами. Разобраться в содержании легче легкого, да и дружелюбный персонал всегда готов подсказать не только нужную книгу, но и проконсультировать в целом. Глаза, скажу прямо, разбегаются – столько ярких, красочных и известных обложек трудно встретить в одном месте (ведь в книжном все это раскидано по разным отделам, а здесь – на блюдечке с голубой каемочкой). Но я сразу понял, что мне здесь ловить нечего – полистав интересные мне материалы (например, книжку «Охотники на нацистов», о которых у нас есть статья), я поглазел еще парочку минут на всю эту красоту, и двинулся вглубь.

И сразу же наткнулся на «Читай-город», пространство которого тоже более чем солидное. Ребята раздавали флажки в своем фирменном оформлении, приглашали гостей поглядеть на литературу и просто всячески привлекали к себе внимание. Меня, сказать честно, их панель не особо заинтересовала – каких-то интересных или необычных изданий там не представлено, и поглазев на их комиксы – «Хранителей», «Мауса» и различную марвеловскую беллетристику, ноги понесли меня дальше.

А дальше – больше. Представители «Молодой гвардии». Ребята пошли с козырей и выложили лучшие экземпляры из серии «ЖЗЛ», посвященной биографиям великих личностей. Кого там только не было! И Ремарк, и Гагарин, и Ленин, и Пикуль! У них можно приобрести ныне редкие выпуски, представленные на стенде. В целом, как оформление, так и содержание оставили приятное впечатление. Но здесь ничего удивительного нет – все лучшие русские издатели находятся в самом начале, дабы сразу охмурить гостей и поиметь с них прибыль. Скажу честно: будь я при деньгах, точно выложил бы кругленькую сумму уже в самом начале. Но так как брать с меня нечего, я отправился далее по ярмарке.

После самых топовых издательств вначале, ярмарка далее бросает гостя в свободное плавание – впереди десятки панелей и стеллажей разных направленностей, и гость, словно богатырь на распутье, сам решает, куда пойти.

Например, я наткнулся на «Логосферу-бук», которая специализируется на продаже книг на иностранном языке. Причем не простого формата, но прямо-таки коллекционного. Содержание тоже крайне разнообразно: тут вам и Стэнли Кубрик, и путеводитель по Ботичелли, и «Доктор Кто». А ведь это только экземпляры, бросившиеся мне в глаза. Все они, соответственно, на английском языке. Каждую из представленных книг, почему-то, хочется купить, хоть о большинстве из них ты никогда и не слышал.

Неподалеку расположился простенький стенд «Альпины-Паблишер», что вызвало у меня некий диссонанс – издательство же крутое! Здесь я ничего особенного не увидел: книжки у них и правда великолепные, но на все это я могу посмотреть и в обычном магазине. Здесь же они просто аккуратно разложены на столе и привлекают внимание потенциальных покупателей.

Чем дальше в лес – тем больше непонятных стендов мне попадалось. Это были практически пустые, ничем не примечательные столики с незапоминающимися названиями, где нет ничего, кроме залипающего в смартфон представителя. Я, как и все остальные, проходил мимо них, даже не останавливаясь – подкупить там нечем.

Как профессионального историка меня в первую очередь интересовала такая же литература. В ходе путешествия я наткнулся на «Институт Русской цивилизации», где знатно залип, хоть все остальные и проходили мимо. Литература, представленная здесь, соответствует имени панели. Поглядим на названия: «Размышляя о русском народе», «Россия и Запад в XX веке», «Каноны русского мира», «О русском». Некоторые экземпляры я взял себе на карандаш, и, пустив скупую слезу, двинулся дальше.

Весьма забавным мне показалось издательство «Концептуал». Отдает оно, без обид, маргинальным душком: там представлены псевдоисторические книги, которые могут по содержанию тягаться с передачами телеканала «РЕН-ТВ». Вдоволь насмеявшись и поглядев на их потенциальных читателей, решил найти что-то посерьезней.

Однако следующее, что попалось на глаза – это казахстанский «Фолиант», с очень круто и красочно оформленными детскими сказками. Несмотря на то, что сказки меня интересовали в последнюю очередь, у этих ребят я остался надолго. С ними вообще забавная ситуация: останавливаются и восхищаются многие, но практически никто ничего не покупает. И девушка представитель раз за разом лишь мило улыбалась на комплименты, в голове, наверняка, проклиная всех нас.

Пробравшись сквозь множество мелких (по представительству на ММКВЯ) издательств, среди которых «Согласие», «Лайвбук», «Посев» и «Знание – сила», моему взору предстали фронтмены отечественной комикс-индустрии. Издательство «Bubble».

Дружелюбные девчата сразу взяли быка за рога и начали рассказывать мне про «Бесобоя», «Инока», «Майора Грома». Но как только я сказал, что давно слежу за их творчеством, то услышал: «О, приятно встретить нашего читателя!». Больше всего меня заинтересовали не комиксы, а игральные карты, на которых представлены персонажи их вселенной. Еще чуть-чуть, и я бы выложил свои кровные на такую безделушку, однако в последний момент сила воли взяла свое. Мило перекинувшись еще парочкой слов, я пошел сквозь ряды дальше. С мыслью о тех прекрасных картах.

К тому моменту мной был сделан круг по всему пространству ММКВЯ, и подумалось, что имеет смысл пройтись еще раз и обратить внимание на то, чего я не заметил сразу.  Так, весьма интересным на втором заходе показался стенд «РГАЛИ» – Российского Государственного Архива Литературы и Искусств; отметим и весьма странный стенд партии «Яблоко», где в основном представлены брошюры за авторством Митрохина или Явлинского пропагандистского характера.

Время пролетело быстро, и уже начались какие-то презентации. Первая была посвящена мексиканскому художнику Рикардо Мартинесу. Выступала его дочь, Сарина Мартинес, неплохо говорящая на великом и могучем. Книга, кстати, так и называется – «Рикардо Мартинес». Говоря откровенно, меня это мероприятие особо не заинтересовало, так как кто такой Рикардо Мартинес я узнал во время написания данного текста.

Немного послушав выступление, я пошел на выход. Покинув основное пространство проведения ММКВЯ, мое внимание привлекли стенды, не попавшие за турникеты. Тут я сразу двинулся к ЭХОвскому «Дилетанту», где сидел один скучающий представитель. «Журнал – сто. Книга – пятьсот» – сказал он мне, как единственному гостю. Ажиотажа не было и в помине, да и вряд ли он вообще ожидался. Посмотрев на журналы и приметив заинтересовавший меня экземпляр, посвящённый Петру Столыпину, я выложил сотню и двинулся дальше – где-то неподалеку  обитает «Черная Сотня».

«Черносотенцы» были представлены совсем уж малыми силами – один человечек да несколько литературных «фронтменов» на столе: «Русский комикс», «История России» за авторством Шмурло, «Записки начальника контрразведки», «60 лет Кавказской войны» и несколько других. Сразу скажем, что цены у ребят кусаются. Но тут покупатель выкладывает деньги в первую очередь за идею (см. что такое «Спутник и Погром» и почему его запретили + кто такой Егор Просвирнин), а также за «историческую» дореволюционную орфографию.  В узких кругах ребята известны,  поэтому наплыв к их небольшому стенду был весьма и весьма плотным,  меня быстро оттеснили. Но «Русский комикс» я таки полистать успел – это что-то с чем-то! Удивительная работа!

Итак, вроде бы мои приключения должны были завершиться – я посмотрел все, но уходить почему-то не хотелось. Немного отдохнув, ваш покорный слуга отправился на очередной заход.

И, как оказалось, не зря! У «Молодой Гвардии» началась презентация новых книг в серии «ЖЗЛ». Выступал Владимир Сергеевич Антонов с двумя работами, посвященными советским разведчикам. Одно произведение называлось «Конон Молодый» а второе, соответственно, «Павел Судоплатов».

«Это две книги, по сути дела, о нелегалах», – констатировал автор во время презентации, – «Рассказ о двух наших разведчиках».

Владимир Сергеевич простым языком ввел в курс дела касательно советской разведки, ее подразделений и отделов, поделился пикантными подробностями и интересными фактами по уготованной проблематике. Сложилось впечатление, что в этом вопросе он разбирается просто восхитительно. Слушателей собралось более двадцати человек, что для подобного рода литературы неплохо. Да и, скажем прямо, это не самая хайповая презентация из всех запланированных.

И последнее, о чем я хочу поведать, так это о замечательном стенде «Контакт-Культуры», на который чисто случайно наткнулся, перед тем как уйти. Это издательство специализируется не на книгах как таковых, а на плакатах и открытках. Если говорить точнее – на советском пропагандистском изобразительном искусстве. За весьма демократичную цену (ха, вы поняли игру слов?) можно приобрести как внушительных размеров полноценный постер, так и наборы различных открыток – мне, например, больше всего понравился набор «Плакаты времен Холодной войны». Здесь-то я и просадил свои последние сбережения, купив несколько открыток и полотно, гласящее: «Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь!».

Пожалуй, это единственный правильный вывод, который можно вынести после посещения ММКВЯ. Книги здесь действительно на любой вкус: от редкой художественной литературы до профессиональных монографий и исследований по многочисленным тематикам. Если гость задался целью найти конкретный экземпляр, с вероятностью в 90 процентов он его найдет. Огромный плюс ярмарки в том, что здесь с легкостью можно купить книги тех издательств, которые в среднестатистические книжные не поступают. Причем купить по привлекательной цене. А по пути наткнуться на десятки издательств, чьи экземпляры точно привлекут внимание: литературный кругозор автоматически расширяется с каждой минутой нахождения на мероприятии.

С точки зрения организации ваш покорный слуга не заметил никаких нареканий. Очереди на вход нет, логистика мероприятия отлажена на ура: всегда можно обратиться к волонтерам, посмотреть на карту мероприятия как на огромных постерах, так и на маленьких брошюрках, которые раздают на входе. Отмечу и интерактивные доски, где можно узнать время нужной презентации, местонахождение того или иного издательства, по тегам из фамилий и названий найти искомый материал. Мероприятие проходит на самом высоком уровне, и гостю остается лишь наслаждаться литературным праздником.

Конечно, на «Московскую международную книжную выставку-ярмарку» следует идти с толстым кошельком, дабы ни в чем себе не отказывать, но, как вы могли заметить, и на 350 рублей есть чем поживиться.

Я настоятельно рекомендую заглянуть на мероприятие хотя бы на полчаса и узреть его масштаб воочию, прикупить чего-нибудь на память, да и просто проникнуться замечательной атмосферой.

С 5 по 9 сентября на ВДНХ проходит настоящий праздник жизни. Литературной жизни. Не упустите его!

P.S. Автор текста выражает безмерную благодарность панели Министерства Культуры и Спорта Катара за столь мягкие и удобные подушки, на которых мог посидеть любой желающий.  Без них я бы вряд ли прошел столько, сколько прошел. Спасибо вам, гости с Востока!

Москва,
6 сентября 2018 года

Текст: Александр Толмачев

Вам понравится

Оставьте комментарий