«Моя биография» Чарльза Чаплина

Черно-белое старое кино, классика — про него принято говорить, принято его уважать, а вот смотреть — не то чтобы. Все-таки многие считают, что, пусть это кино и оставило свой след в истории, но, в первую очередь, оно проложило тропу — и теперь, когда тропа превратилась в шоссе, незачем пересматривать старый фильм, если только профессионально не занимаешься кинематографом.

Действительно, главная заслуга многих фильмов, прозванных классикой, — это как раз введение новых техник и приемов. Посмотрев сейчас «Гражданина Кейна», мы, может, и отметим красоту, изящество композиции, но в целом не поймем, почему именно его можно назвать самым или одним из самых великих. Потому что какая нам теперь разница, сколько новых приемов в нем было использовано, если сегодня они повсюду? Грубо говоря: новое все-таки лучше. Современные кинематографисты используют все то, что уже было наработано и продолжают находить новые решения. Мы движемся вперед — так зачем же оглядываться?

Совсем иначе смотрятся фильмы Чарли Чаплина. Они отличаются. Просто отличаются от других фильмов — и старых, и современных. У них иной темп, иные акценты, иной юмор и эта нежная печаль, которую нелегко отыскать у другого режиссера. Многим может быть странно или скучно смотреть сейчас его фильмы, но нельзя сказать, что сегодня они представляют меньший интерес. До сих пор это очень самобытные, забавные и умные произведения, которым обязательно нужно дать шанс.

Чарли Чаплин снимался почти во всех фильмах, что режиссировал, сам же писал к ним музыку. В фильмах он говорил о самых разных вещах: о любви в разных ее проявлениях, жалости и боли, страхе и войне. И, конечно, о богатстве и бедности — эта тема плотно вплетена в большую часть его фильмов.

Кадр из к/ф «Малыш». Источник: m24.ru

Он был очень изобретателен, и не только находил новые идеи, но и постоянно развивал старые. Самый знаменитый его образ бродяжки Чарли, который сначала кажется просто неловким, забавным персонажем (каким он сперва и являлся), с каждым новым фильмом усложняется, приобретая новые стороны, идеи и чувства. Чаплин ищет все новые комедийные приемы, задействует всевозможные сюжетные ходы и находит множество живых человеческих характеров, чтобы помочь зрителю увидеть и понять, через что проходят его герои. И, конечно, очень многое он берет из своей собственной жизни. Воспоминания о родных местах, о знакомых, о мелких сценках повседневной жизни Чаплин преобразует во все новые и новые идеи для очередного фильма.

Свою биографию Чаплин написал в 1964 году, в возрасте 75 лет. Тем поразительнее, насколько детально он вспоминает события совершенно разных масштабов. Тонкий, очень личный рассказ о детстве, отношениях с матерью и братом; простое, но достоверное описание его пути к славе и богатству; подробное описание множества людей, с которыми он встречался в своей жизни — всё это написано легко, интересно и в мельчайших подробностях. Помимо истории жизни самого Чаплина, читатель, конечно, погружается и в историю того времени, через призму богатства и славы видит и войну — не такую уж и далекую.

Кадр из к/ф «Диктатор». Источник: illuzion-cinema.ru

Смотря его фильмы, можно догадаться о наиболее волнующих темах в его жизни, как бедность и богатство. Но ведь одно дело — понять: «Ага, был бедным, стал богатым», и совсем другое — увидеть перед собой весь путь. Прочесть о том, как им с матерью и братом приходилось работать, как они тут же тратили полученные деньги, каждый раз не в силах (да и не желая) себя сдерживать. А спустя пару сотен страниц, читать, как Чаплин заключил контракт и стал миллионером. Теперь он живет не в своей однокомнатной лачужке с матерью и братом, а расхаживает по номеру в отеле и даже будто не задумывается о своем внезапном богатстве.

Особенно приятно читать простые, близкие всем вещи: неловкое свидание, драка по ерундовому поводу, непонимание и его последствия, все эти мелкие жизненные моменты — книга полна ими. И при этом также легко он пишет и о ситуациях, которые современному читателю покажутся недостижимыми или невероятными. Еще ребенком, Чаплин выходит на сцену вместо матери и с легкостью завоевывает публику, на сцену летят монеты, зрители счастливы. Проходят годы, и на каждой станции, где останавливается его поезд, собирается толпа, приветствуя его. Он общается с известнейшими личностями: актерами, режиссерами, писателями. А один раз по случайности он остается на ночь у обычной семьи, и соседи собираются увидеть великого Чарли Чаплина. Будто сцена прямиком из его фильмов! Хотя, на самом деле, конечно же, наоборот.

Родители Чаплина — Ханна и Чарльз Спенсер Чаплин-старший. Источник: chronoton.ru

Автобиография отлично написана и читается удивительно легко. Не замечаешь, где действие сменяется описанием, где начинается диалог, кончается размышление — повествование идет живо, и редки моменты, когда хочется книгу отложить или перескочить к чему-то более интересному. Более того: необязательно вообще что-либо знать о Чаплине или смотреть его фильмы, чтобы насладиться книгой. Она ценна и интересна как самостоятельное произведение. Не имеет значения посмотреть ли сначала фильмы и потом проводить с ними параллели, читая книгу; или же прочесть книгу и возвращаться к ней, уже смотря фильмы.

Черно-белое старое кино, классика – ее принято признавать и уважать. Творчество же Чарли Чаплина необязательно уважать или почитать. Лучше просто посмотреть «Огни большого города», или «Диктатора», или любой другой его фильм. И полюбить. Просто потому, что это действительно отличное кино. А когда удастся полюбить их — скорее прочесть (хотя бы немного!) и автобиографию. Опять же, необязательно из любви к искусству или из уважения к известному автору. А просто оттого, что книга очень хороша.

Чарли Чаплин в детстве. Источник: livejournal.com

«Я помню, как он вывел меня за руку на сцену среди этого шума, и после короткого пояснения оставил там одного. И вот при ярком свете огней рампы, за которой виднелись в табачном дыму лица зрителей, я начал петь популярную тогда песенку «Джек Джонс» под аккомпанемент оркестра, который долго не мог подстроиться ко мне.

Не успел я пропеть и половины песенки, как на сцену дождем посыпались монеты. Я прервал пение и объявил, что сначала соберу деньги, а уж потом буду петь. Моя реплика вызвала хохот. Директор вышел на сцену с платком и помог мне поскорее собрать монеты. Я испугался, что он оставит их себе. Мой страх заметили зрители, и хохот в зале усилился, особенно когда директор хотел уйти со сцены, а я не отступал от него ни на шаг. Только убедившись, что он вручил их матери, я вернулся и закончил песенку. Я чувствовал себя на сцене как дома, свободно болтал с публикой, танцевал, подражал известным певцам, в том числе и маме, исполнив ее любимый ирландский марш.

Повторяя припев, я по простоте душевной изобразил, как у нее срывается голос, и был несказанно удивлен тем, что это вызвало у публики бурю восторга. Зрители хохотали, аплодировали и снова начали бросать мне деньги. А когда мать вышла на сцену, чтобы увести меня, ее встретили громом аплодисментов. Таким было мое первое выступление и последнее выступление матери».

Чарли Чаплин в молодости. Источник: kinomania.ru

Текст: Даниил Яцута

Вам понравится

Оставьте комментарий