Procol Harum и «Автостопом по галактике»

Дуглас Адамс, автор серии книг «Автостопом по галактике», не имел никакого желания писать очередной научнофантастических роман, предсказывающий будущее, — их и без того хватает. Он хотел создать научнофантастический роман, который стал бы социальным высказыванием, критикой современного общества. Адамс хотел показать, что спустя сотни, тысячи и даже миллионы лет человечество будет сталкиваться все с теми же проблемами, с которыми сталкивается сейчас, даже если будет располагать гораздо лучшими технологиями. Но, несмотря на такой серьезный философский подтекст, история получилась очень яркой, увлекательной и смешной. Здесь нужно отдать должное пристрастию Адамса к комедийным жанрам.

Например, в детстве он мечтал стать комиком, а когда поступил в колледж на специальность «английская литература», то стал единственным студентом, чья работа заставила преподавателя смеяться. Это увлечение комедией объясняет все на первый взгляд незначительные и случайные шутки, которыми изобилует текст.

Нужно сказать, что серия началась со сценария для радиопостановки. Адамсу предложили написать шесть завершенных историй под общим названием «Концы Земли», где каждый эпизод должен был заканчиваться сами понимаете чем. Писатель охотно принял предложение, однако сразу же столкнулся с рядом проблем.

Вопервых, для пущей правдоподобности рассказчик должен какимто образом пережить конец света или же наблюдать за ним со стороны. Адамс пришел к мысли, что для создания определенного контекста его сценарию необходим какойнибудь инопланетный персонаж. Вовторых, этот инопланетный персонаж должен както оказаться на Земле. И тут снова вопрос: Зачем? С какой целью? В конце концов Адамс решил — пускай инопланетянин будет исследователем, которому поручено собрать для некой книги информацию о планете Земля. Так появилась идея «Путеводителя по галактике». По мере работы над сценарием радиопостановки Адамс все больше отходил от первоначальной задачи — конец земли стал лишь завязкой истории, которая по большей части разворачивалась вокруг «Путеводителя».

Первые серии постановки вышли в эфир в марте 1978 года, и, даже не смотря на крайне неудобное время (будний день, 22:30), передача получила множество положительных отзывов, и за тот же 1978 год ее повторяли еще дважды, а после все эпизоды были записаны на пластинку, став первым комедийным сериалом со стереозвуком. Основной темой радиоспектакля стала композиция группы Eagles «Journey of the Sorcerer».

Как ни странно, идея создания книги с названием «Путеводитель для путешествующих автостопом по галактике», по словам Адамса, возникла у него еще в 1971 году, когда он путешествовал автостопом по Европе, вооружившись «Путеводителем по Европе для автостопщиков». Однажды, полупьяный, лежа на траве на поле гдето в Инсбруке в обнимку со своим путеводителем и глядя на звезды, он подумал, что неплохо было бы написать нечто подобное для путешествующих автостопом в космосе. Самое забавное, что сам Адамс не мог точно сказать правда это или нет, он так много раз рассказывал эту историю, что уже и сам поверил в ее достоверность.

Mos Def, Martin Freeman, Sam Rockwell. Изображение с сайта pinterest.com

Дуглас Адамс всю жизнь был страстным поклонником всевозможных технологий (даже снял фильм о том, как к 90-м годам изменится технологическая составляющая жизни), что объясняет как концепцию самого путеводителя, так и наличие в тексте возможных и невозможных приспособлений и машин — от вечно недовольного робота Марвина до рыбкипереводчика. Адамсу нравились идеи таких удивительных гаджетов и «примочек», способных существенно облегчить человеческую (и не только человеческую) жизнь, он находил их весьма любопытными. По этой же причине некоторые главы читаются с трудом, когда встречаются довольно замысловатые научные описания, не имеющие определяющего значения для понимания сюжета, но сами по себе крайне интересные и предельно точные.

Вторая книга цикла «Ресторан в конце Вселенной» может показаться еще более сложной, странной и интересной, так как в ней гораздо больше научных фактов (как вымышленных, так и настоящих) и сатиры вкупе с социальной критикой. Эти три составляющие — наука, комедия и социальная направленность — неотъемлемая часть жизни самого писателя, бережно перенесенная им в его книги, которые умны и безумны ровно настолько, насколько умен и безумен сам Адамс; эти книги — его отражение.

Изображение с сайта rollingstone.com

Ну а теперь давайте посмотрим, что же вдохновило писателя на создание продолжения. «Ресторан в конце Вселенной» получился еще более эксцентричным, чем первая часть серии. Нужно сразу сказать, что понятие «конец Вселенной» здесь носит временной, а не пространственный характер, а все потому что… нет, сохраним небольшую интригу и раскроем этот секрет через пару абзацев. Этот научнофантастический и очень атмосферный роман в действительности менее аллегоричен и несет меньшую смысловую нагрузку, однако от этого не становится менее привлекательным. История космических странствий вновь очаровывает читателей: футуристические технологии, эпатажная сюжетная линия и уже полюбившиеся герои заставляют вновь с головой окунуться в мир межгалактических приключений, почувствовать себя частью невероятного путешествия.

На написание второй части трилогии в пяти частях, как порой называют серию книг «Автостопом по галактике», Адамса вдохновила британская группа Procol Harum, основанная в 1967 году. Со времен записи своего первого сингла A Whiter Shade of Pale Procol Harum записали еще множество треков в различных жанрах от прогрессиврока до R&B и соула. Дуглас Адамс был большим поклонником их творчества и, как известно, он всегда слушал музыку во время работы над своими произведениями. Так сложилось, что на написание сиквела «Путеводителя» его вдохновила их композиция Grand Hotel.

8 февраля 1996 года Адамсу представилась возможность объявить свою любимую группу непосредственно перед их выступлением в концертном зале Центра Барбикан в Лондоне. Тогда в своей короткой речи он рассказал, как Procol Harum повлияла на его творчество.

«… they had one very very particular effect on my life. It was a song they did, which I expect some of you here will know, called Grand Hotel. Whenever I’m writing I tend to have music on in the background, and on this particular occasion I had Grand Hotel on the record player. This song always used to interest me because while Keith Reid’s lyrics were all about this sort of beautiful hotel the silver, the chandeliers, all those kind of things, but then suddenly in the middle of the song there was this huge orchestral climax that came out of nowhere and didn’t seem to be about anything. I kept wondering what was this huge thing happening in the background? And I eventually thought … it sounds as if there ought to be some sort of floorshow going on. Something huge and extraordinary, like, well, like the end of the universe. And so that was where the idea for The Restaurant at the End of the Universe came from — from Grand Hotel».

«… они оказали огромное влияние на мою жизнь, а именно их песня Grand Hotel, которую, думаю, некоторые из вас хорошо знают. Как правило, когда я пишу, то включаю фоном музыку, в тот раз в проигрывателе звучала как раз Grand Hotel. Мне всегда была интересна эта песня, потому что текст Кита Рида о прекрасном отеле — обо всем этом серебре, люстрах и прочих роскошных вещах, а в середине звучит совершенно невероятный, ни на что непохожий, будто бы взявшийся из ниоткуда, оркестровый проигрыш, который по сути является кульминацией всей композиции. Я все время задавался вопросом, что там происходит на заднем плане? И в конце концов, я подумал, что… это звучит так, словно у меня за стенкой идет целый концерт. Это чтото масштабное и немыслимое, ну, вроде конца Вселенной. И вот из Grand Hotel родился «Ресторан в конце Вселенной».

Адамс нашел этот оркестровый проигрыш абсолютно бессмысленным, не имеющим никакого значения, но, в тоже время, великолепным и завораживающим. Мысль об этом необычном проигрыше не оставляла его, он не мог понять на что же он похож. Ответ пришел сам собой чуть позже. И роман «Ресторан в конце Вселенной» по эмоциональности получился таким же как этот проигрыш — невероятным, завораживающим, всепоглощающим.

Но, оказывается, Дуглас Адамс своей серией «Автостопом по галактике» и сам кое-кого вдохновил. Например, отсылка к его книгам фигурирует в названии композиции Paranoid Android британской группы RADIOHEAD. Помните Марвина? Зафод Библброкс окрестил его «андроидом-параноидом», хотя, наверно, вернее будет определение, данное ему Триллиан — «маниакально-депрессивный робот», ведь он никогда не проявлял явных признаков паранойи, а страдает от тяжелой формы депрессии (и от скуки). Однако сама песня вовсе не о роботе.

Источником вдохновения для Тома Йорка послужили жуткие впечатления, полученные в результате посещения одного из баров Лос-Анджелеса, где он столкнулся с толпой обкуренных фанатов, жаждущих «разобрать музыканта на сувениры».  «Люди, которых я увидел той ночью, были похожи на демонов с другой планеты. Все пытались что-то от меня получить», — говорит Йорк. «Название было выбрано как шутка. Типа, о, я в такой депрессии! Мне это показалось замечательным. Именно таким люди хотели бы меня видеть. И на этом все личное в песне заканчивается. Все остальное в ней вовсе не личное».

А у британской группы Coldplay есть композиции «42» и«Don’t panic», которые многие поклонники также связывают с «Автостопом по галактике», однако достоверной информации на этот счет нет. В любом случае, история, написанная Адамсом, настолько яркая и запоминающаяся, что еще не раз станет источником вдохновения для многих поколений музыкантов, режиссеров, художников и прочих, и прочих.

Текст: Яна Бишир

Вам понравится

Оставьте комментарий