«Не нужен Он нам!»

Тема религии всегда очень опасна как для кинематографа, так и для литературы, ведь, с одной стороны, велика вероятность того, что люди XXI века вообще не захотят уделять внимание религиозным нравоучениям, а с другой — раскрыть тему, преподнеся все таким образом, чтобы ничьи чувства не были задеты, попросту невозможно (есть риск, что повторится история нашумевшего «Ученика» Кирилла Серебренникова). Однако в фильме Валерии Сурковой «Язычники» мы наблюдаем совершенно иное — картина получилась сложной и противоречивой, в какой-то степени ее даже можно назвать провокационной, про подобные вещи порой говорят: «так не понравилось, что даже понравилось».

Нужно сразу сказать, что фильм снят по одноименной пьесе Анны Яблонской. Некоторые критики говорят, что «Язычники», возможно, – главная пьеса «России нулевых». За нее Яблонская должна была получить премию «Личное дело – 2010», присуждённую ей журналом «Искусство кино», но так и не успела. 24 января 2011 года, в день вручения премии, в аэропорту Домодедово, куда приземлился ее самолет, случился теракт. Анна погибла.

Источник: vokrug.tv

«Язычники» — ее последняя пьеса — на примере неблагополучной семьи раскрывает, можно сказать, табуированную тему, тему религиозного лицемерия и религиозного фанатизма. Глава семейства Олег — безработный музыкант, мечтающий играть в филармонии. Его жена Марина гнет спину на двух работах (днем— риэлтор, ночью — швея), чтобы обеспечить дочери возможность учиться в институте. Однако, едва успев поступить в университет, девушка умудряется сразу же вылететь оттуда. А в довершение в их квартире постоянно идет ремонт, который никак не может закончить сосед-алкоголик по прозвищу Боцман. И вот однажды во все это великолепие после долгих лет скитаний по святым местам приезжает бабушка, дабы наставить семью на путь истинный, и — о, чудо! — жизнь вдруг стремительно начинает налаживаться. Стараниями бабушки Олег получает работу на церковном складе, а Марина — заказ на покупку многометровой квартиры, и даже Боцман с бабушкиного благословления бросает пить и начинает вести праведный образ жизни. Но не все так просто, как кажется — божья благодать оборачивается трагедией.

Пытаясь «спасти» внучку, пребывающую в глубокой депрессии, бабушка пытается убедить ее креститься, уверяя, что в ней «бесы сидят» и это из-за нее несчастья с семьей случаются. А когда по-хорошему не получается, в ход идет тяжелая артиллерия: бабушка называет внучку «блудницей», сажает под домашний арест, чтобы «не шлялась», убеждает исполненных благодарности родителей, поверивших в «святость» бабули, отвернуться от дочери. В результате, девушка, которой на самом деле была нужна помощь и поддержка родных, наталкивается на глухую стену — самые близкие ей люди не просто не понимают ее, а даже слышать ее не хотят.

Источники: kinobusiness.com

И после всех трагических событий возникает вопрос: так кто же язычники? Самый простой ответ — туземные племена, поклоняющиеся идолам и скрывающие лица за причудливыми и страшными масками — рассматривать не будем, копнем глубже. Может, язычники — это вообще все неверующие? Или те, кто, имея семью, работу, крышу над головой все равно не довольны жизнью и беспрестанно ссорятся, с каждым днем все больше отдаляясь друг от друга? А, быть может, это, на самом деле, те, кто, прикрываясь религией, бросает семью и отправляется в странствие по храмам и монастырям, а потом вдруг появляется на пороге и пытается, что называется, «силой Русь крестить»?

Источник: film.ru

Финал пробирает до дрожи, а слова «Да не нужен Он нам! Не нужен нам ваш Христос!» вспарывают сначала душу, а потом и мозг. Интересно, что сами авторы не высказывают свою позицию прямо, здесь все очень противоречиво и зыбко. С одной стороны, человеку нужна религия, ведь вера — это символ надежды, как однажды сказала Урсула Ле Гуин: «без веры человек живет, но не человеческой жизнью. Без надежды он и вовсе погибает». А с другой стороны — какую цену мы готовы за веру платить? Может, если все оборачивается как у героев фильма, то, и правда, не нужно? А сказать, что фильм в очередной раз доказывает, «все хорошо, что в меру», было бы слишком просто. На самом деле, он гораздо сложнее и глубже.

Альбер Камю в эссе «Миф о Сизифе» написал: «»Молитва, — говорит Ален, — это когда на мысль опускается ночь». «Дух должен, однако, встречаться с ночью», — отвечают мистики и экзистенциалисты. Да, конечно, но только не с той ночью, что возникает исключительно по воле самого человека в зажмуренных им глазах, — мрачной, беспросветной ночью, которую порождает дух, чтобы в ней же и потеряться. Если он должен встретиться с ночью, то пусть это будет ночь сохраняющего ясность отчаяния, полярная ночь, бодрствование духа, могущее стать источником чистого белого сияния, которое обрисует очертания всех предметов в свете разума».

Так, верить или не верить? И во что? К этому каждый должен прийти сам, главное всегда помнить, что важнее семьи нет ничего, что нельзя зацикливаться только на себе, нельзя погибать в одиночку и ,будучи связанными кровным родством, не видеть друг в друге близких людей. Главное — верить в своих родных.

Текст: Яна Бишир

Вам понравится

Оставьте комментарий