Что общего у Центробанка и русских народных сказок?

Сказки сопровождают нас с самого рождения. Едва ли не с первых дней жизни нам знакомы Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Баба Яга, Кощей Бессмертный и многие другие персонажи русских народных сказок и сказок Александра Сергеевича Пушкина. Но известно ли вам, что все эти знакомые образы были рождены фантазией художника, графика и иллюстратора Ивана Яковлевича Билибина?

Белый всадник. Сказка «Василиса Прекрасная»
Источник: web-kapiche.ru

Его иллюстрации, выполненные в декоративно-графической орнаментальной манере, невозможно ни с чем спутать. Стиль художника основан на имитации мотивов русского народного и средневекового искусства, что позволяет максимально достоверно передать дух тех времен. Однако интересно, что при всей оригинальности и неповторимости его работ, Билибин мог никогда так и не стать художником – его отец хотел, чтобы сын был юристом, и Билибин поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского Университета. Но любовь к живописи все же оказалась сильнее, и параллельно с основными занятиями в институте, он начинает посещать школу Общества поощрения художников, чуть позже поступает в мастерскую художника А. Ашбе в Мюнхене, затем занимается в школе-мастерской княгини Марии Тенишевой под руководством самого Ильи Репина, позднее, под его же руководством учится в Академии художеств. Народное искусство И.Я. Билибин изучал в поездках по России.

Источник: kid-book-museum.livejournal.com

«Мечта о поездке в отдаленные районы русского Севера, сохранившие старинный уклад, возникла у Билибина в процессе работы над акварелями к народным сказкам. Но осуществить ее он смог только летом 1902 года. Вскоре после окончания серии иллюстраций к «Белой уточке» художник совершил путешествие  в Вологодскую губернию… На следующий год, получив задание Русского музея собрать коллекцию предметов художественного ремесла и сделать фотографии памятников деревянного зодчества, Билибин объехал Тотемский, Вельский и Сольвычегодский уезды Вологодской губернии…».

(из монографии Г.В.Голынца и С.В.Голынца «Иван Яковлевич Билибин»)

Баба-Яга. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»
Источник: web-kapiche.ru

Большинство знает Билибина именно по этим стилизованным сказочным сюжетам в орнаментальных обрамлениях. Художнику удалось разработать графические приемы, позволяющие изобразить в едином стиле оформление обложки (как и многие другие графики, Билибин работал над созданием уникальных шрифтов, в результате чего появилась затейливая славянская вязь) и иллюстрации внутри книги. Среди особенностей, характерных для билибинских иллюстраций, выделяют замысловатые, детально проработанные узоры, густые, яркие цветовые сочетания, благодаря которым картины напоминают витражи или перегородчатую эмаль, а также сочетание сказочности с чувством народного юмора.

Сам Билибин о своем стиле говорит следующее: «Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!»

Иллюстрация к «Сказке об Иване-Царевиче, Жар-птице и Сером Волке»
Источник: web-kapiche.ru

Однако мало кому известно, что авторство двуглавого орла, который сначала был гербом Временного правительства, а с 1992 и по сей день служит гербом Центрального банка России и украшает рублевые монеты и купюры, тоже принадлежит Билибину. И орел задумывался не как зловещая и строгая птица, но как сказочный персонаж.

Источник: numismatics.livejournal.com

В продолжение денежной темы, давайте вспомним десятирублевую «красноярскую» купюру. На ней тоже можно заметить билибинский узор – вертикальная полоса с лесным орнаментом, характерный для художника мотив. Как это могло получиться, если художник умер в 1942 году, а привычные нам десятирублевые купюры, о которых идет речь, начали печатать только в 1998? Дело в том, что, сотрудничая с финансовыми органами царской России, Билибин передал фабрике «Госзнак» авторские права на многие свои графические разработки.

Источник: cbr.ru

Помимо прочего И.Я. Билибин занимался оформлением плакатов, афиш, почтовых марок (в том числе и к 300-летию дома Романовых), а также сценографией, и первый опыт его в этой сфере приходится на 1905 год – тогда в Праге он принимал участие в оформлении оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. После этого художник занимался созданием эскизов костюмов и декораций для опер «Руслан и Людмила», «Садко», «Борис Годунов» и других. После эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжил заниматься оформлением театральных постановок, среди которых балет «Жар-птица» Стравинского в Буэнос-Айресе.

Комар. «Сказка о царе Салтане»
Источник: web-kapiche.ru

Позднее Билибин оформил советское посольство в Париже, и только в 1936 году вернулся в Россию, где в последние годы жизни преподавал во Всероссийской Академии художеств. В 1941 году Иван Яковлевич отверг предложение наркома просвещения РСФСР Владимира Потёмкина покинуть блокадный Ленинград, сказав: «Из осаждённой крепости не бегут. Её защищают». И защищал. До самого конца. Добрый сказочник Иван Билибин умер от голода в 1942 году, оставив после себя неопровержимые доказательства того, что, так или иначе, но все начинается со сказки.

Текст: Яна Бишир

 

 

Вам понравится

Оставьте комментарий