О «Тайных Видах» Пелевина

Находясь во всех смыслах в трезвом уме и относительно здравом рассудке рискну лишь высказать своё сугубо личное предвзятое мнение о последнем из опубликованных на сегодня романе Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи». Он прекрасен во всех отношениях. Лёгок в прочтении, близок к народу, доставляет удовольствие каждым словом, фразой, главой. А это в наши времена немаловажно, согласитесь.

Прошло много времени, прежде чем я поняла, что сюжет как таковой для автора неважен. Он может говорить о чем угодно, хоть телефонный справочник взяв за основу. Важно лишь то, как автор пишет и о чем хочет сказать. А уж форму, в которой это можно обыграть, Пелевин всегда найдет.

И если чтение предыдущего романа напоминало поход с продиранием сквозь бурелом, пусть и с коротким, но заслуженным привалом, то этот роман скорее напоминает пикник. Хорош от начала и до конца, радость и эффект узнавания в каждой главе. Читаешь и киваешь головой: «Да, всё так».  Забавно обыграна городская легенда о создании сайта «Одноклассники», в романе ни разу не названного прямо. Великолепны изыскания «трудолюбивыми и социально ответственными бизнесменами» «духовной радости».

Автор держит перед читателями зеркало, местами кривое, но те из них, кто ещё/уже способен к самокритике, себя увидят. Удовольствие от прозы Пелевина находится в прямой зависимости от культурного, интеллектуального и социально-духовного багажа читателя. Так было всегда. Кто-то видит верхний слой, кто-то глубже и дальше. Всё видит автор. А также критики, которые подчас видят куда больше, чем автор хотел показать.

Это, в частности, относится к сфере кинематографа. Иной кинокритик понапишет о фильме такое, что режиссеру и в страшном сне не могло привидеться. Такие тайны подсознания притянет за уши, что невольно согласишься. А всё потому, что культурный багаж кинокритика куда больше, чем режиссёра, только вот последний способен творить, то есть снимать кино, а первый, увы, нет. Рад бы в рай, да багаж не пускает.

Стоит отдать должное Пелевину, его каламбуры, афоризмы, пословицы и поговорки обогащают современный русский язык. Цинизм молодости в этом романе обернулся сарказмом мудрости. И если в ранних произведениях создавалось впечатление, что Пелевин бьет кулаком, сейчас он надел перчатку, но ударяет, по-прежнему, метко.

Роман современен и злободневен.

Без фантастики сюжет не обошёлся, но она украшает.

Навсегда в нем останется метка событий 2018 года.

Текст: К. Т. – К.

Вам понравится

Оставьте комментарий