Интервью с Вольдемаром Бибоповским, самаритянином от дарк-джаза

Прежде всего, прошу простить мне мое любопытство, но не спросить реальны ли ваши имя и фамилия, Вольдемар Бибоповский, или эта находка – удачный сценический псевдоним, невозможно.

Вообще я выделяю Вольдемара Бибоповского как отдельную личность, без которой создание и существование «Оркестров Подъездов» не было бы возможным. Все достижения проекта, безусловно, «его» заслуга. Я стараюсь не смешивать личную жизнь и творческую, предоставляя только намеки в названиях и в песнях с текстом. Хотя, должен признать, что «он» постепенно проникает и в повседневную жизнь. Думаю, что ответить на ваш вопрос я могу лишь словами из одной известной песни:

Я — шут, я — Арлекин, я — просто смех,
Без имени, и, в общем, без судьбы.
Какое, право, дело вам до тех,
Над кем пришли повеселиться вы.

Клуб-чайная «Чайковский», Самара

Откуда берутся названия ваших треков?

О, это давняя привычка, которую я перенял у нескольких своих любимых групп, что я слушал еще даже до мыслей о дарк-джазе. I Am Ghost, The Fall Of Troy и другие покорили меня не только музыкой, но и манерой написания названий песен. Длинные, странные предложения. Именно после них я понял, что гораздо веселее привлекать слушателей названиями песен не из одного слова или клишированных фраз, свойственных, скажем, обычному джазу, а давать людям целые загадки. Ну, или заставлять их думать, что у меня не все в порядке с головой. Это очень весело, знаете ли.

Релиз: 2017 год

Почему вы отказались от классической лирики в большей части творчества?

Сама моя музыка является противоположностью установленных норм или классической лирики. Опять же, на меня оказали влияние несколько групп, в частности Alkaline Trio. Писать тексты, где каждая строчка имеет двойной смысл или смысл вообще кардинально отличающийся от того, чем, на первый взгляд, являются слова – это определенный подход и можно даже сказать юмор, свойственный моим композициям. Пускай это занимает очень много времени и сил, и у меня не так-то много композиций с текстом, но я считаю это куда более творческим процессом, чем написать что-то банальное про «розы-морозы».

Рисунок Вольдемара Бибоповкого

В названиях ваших композиций есть отсылки как к массовой культуре («Adventure Time»/ «Твин Пикс»), так и к авангардной сцене (Джон Зорн), а также к мифологической составляющей, названиям фильмов («Старикам тут не место») и книг («Ночь нежна»). А нуар так и вовсе проходит красной линией через все творчество (наряду с 8 и 16-битными играми). Как вам удается сочетать все эти аспекты в своем творчестве?

Не вижу причин для того, чтобы соблюдать какие-то рамки. Многие музыканты погорели на том, что пытались загнать себя в рамки. Если я хочу, чтобы после соло на саксофоне шла музыкальная вставка с восьмибитной консоли – я это делаю. Если я хочу заорать как сумасшедший и вставить тяжелые риффы на электрогитаре и ударные с карданом сразу после куплета вечернего джаза – почему бы и нет? Кто мне скажет, что я неправ в этом случае? Музыка найдет своего слушателя. У меня самый разнообразный контингент слушателей, пришедших услышать что-то определенное, но оставшихся ради этой сборной солянки, которая их ни в коем случае не пугает. Замкнутость в музыке – плохой аспект.

Релиз: 2017 год

Текстовые вставки в ваших треках – в основном, фрагменты компьютерных игр. Помимо привнесения определенных тонов в атмосферу треков, существует ли иная причина добавления этих вставок?

Не только из игр. Это также вставки из фильмов, каких-то записей с камер и микрофонов. Иногда я просто использую это, чтобы задать нужный тон. А иногда эти вставки играют непосредственную роль в образовании композиции, ее ритма, как скажем в «Империи Зла». Говоря конкретно про вставки из игр, это такие определенные воспоминания из прошлого. Для меня это возвращение назад во времени. Другие же люди просто считают это приятным бонусом, который понятен только им.

Недавно вы создали еще один проект – Waldemar The Werewolf, его жанр радикально отличается от Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov. Цитирую: «Я перенасытил рынок дарк-джаза, а игровые саундтреки никому не упали. Поэтому я ушел играть deathmetal». Вы экспериментируете с музыкальными жанрами или хотели бы навсегда отойти от dark jazz? 

Ни в коем случае. Дарк-джаз никуда не денется, это всё-таки основной жанр, которым я занят. Как я уже говорил в описании дебютника «Waldemar The Werewolf» – это не более, чем шутка. Я в прошлом исполнитель и слушатель метала и тяжелой музыки. Поэтому, «Оборотень Вольдемар» – это такое кратковременное возвращение к корням, при этом с небольшими вкраплениями нынешней моей музыки. Просто желание повеселиться, отдохнуть от джаза и удивить людей, которые не ожидают от меня такого хода.

Релиз: 2018 год

Вы играете на тенор-саксофоне, трубе, кларнете, сами сочиняете музыку. Orkestry Podyezdov – это ваш сольный проект или есть другие участники (в частности, вы упоминали вклад загадочного Кирилла)?

Духовые – не единственный мой профиль. Я сейчас даже гораздо чаще играю на клавишных, чем на них. Всю музыку я пишу один. Лишь раз в году я приглашаю кого-то из тех людей, кому доверяю, на какой-нибудь трек, о чьем участии я сразу и пишу в названии композиции. Кирилл, которого я неоднократно упоминаю – мой хороший друг (при том, что мы никогда друг друга не видели вживую), создатель дарк-джаз проекта Lowering. Он как-то участвовал у меня на одной композиции с альбома «Загробноморье», сыграв потрясающее соло на электрогитаре. Кирилл, кстати, так же пришел из тяжелой музыки, только он и продолжает ей заниматься, а я просто вспоминаю прошлое.

Релиз: 2018 год

Каким вы видите развитие обоих проектов?

Waldemar The Werewolf я хочу похоронить, как можно скорее. Как говорится – повеселились и хватит, слишком неоднозначный это проект. Но как единичный случай ради шутки – сойдёт. Хотя, кто знает. Иногда «мертвые встают из гроба». А в Bebopovsky And The Orkestry Podyezdov мне бы хотелось добавить побольше композиций с вокалом. Именно сделать больше дарк-джаза с вокалом. Возможно, не только с моим.

Интервью взяла Анастасия Тайнс — Ковалевская

Вам понравится

Оставьте комментарий