Архип Куинджи: выставка в Третьяковской галерее

С 6 октября 2018 по 17 февраля 2019 в Третьяковской галерее будет проходить выставка работ Архипа Ивановича Куинджи. На выставке, помимо известнейших полотен живописца, представлено множество его этюдов и эскизов, по которым можно проследить различные этапы создания его работ. Иногда странно смотреть на уже законченный шедевр – кажется, в нем нельзя ничего изменить, только так он и может выглядеть. Будто он существует столько же, сколько изображенные на нем поля, реки и горы – и таким был с того момента, как автор встал за мольберт. Эскизы же помогают осознать, что шедевр этот – просто результат усердной работы одного любящего свое дело художника, и что подобного изображения мастер сумел добиться далеко не сразу. Кстати, на сайте Третьяковской галереи есть 40-минутная видеоэкскурсия по выставке: может быть удобнее просмотреть ее, а потом уже спокойно самим изучать залы.

Чтобы увиденные полотна ложились на какие-то представления о человеке, об эпохе, о других художниках и течениях того времени, необязательно досконально изучать биографии и выискивать все когда-либо записанные воспоминания и критические статьи. Любая книга, любая статья все равно по-своему воспринимается человеком, и образ художника и его картин у каждого оказывается свой. Увиденные без подготовки картины уже создадут некий образ. Если прочесть табличку рядом с полотном, то она даст еще один кусочек мозаики. Спросишь гида – и он отсыпет тебе еще горсть. И так далее, с каждым новым источником.

Источник: liveinterner.ru

К примеру, очень легко и приятно рассказывает о жизни Куинджи Ксения Охапкина в книге «Повесть о Куинджи». Написанная простовато и очень обзорно, она при этом охватывает значительный пласт жизни мастера и, что самое главное, наверняка поможет по крайней мере заинтересоваться личностью Куинджи, позволит проникнуться симпатией к нему и его картинам.

Книга особенно ценна тем, что, как и эскизы, показывает нам человека. У него были просто паршивые периоды в жизни, были картины, написанные хорошо и не очень, бывали счастливые случайности и удачные знакомства. Все происходит закономерно, но просто и естественно, как в жизни, а не как кинофильме. И каждая из этих случайностей, каждый из периодов, конечно, как и все остальное, ложатся вместе, создавая все более полную картину.

Известна история о выставке одной единственной картины Куинджи «Ночь на Днепре», оказавшейся невероятно успешной. Илья Репин так впоследствии вспоминал очереди на выставку:

«…непрерывная масса карет запружала всю улицу; длинным хвостом стояла публика и на лестнице, в ожидании впуска, и с улицы, в обе стороны тротуара; терпеливо и долго ждали целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери, куда пускали только сериями, так как зрители могли бы задохнуться и задавиться от тесноты и недостатка воздуха».

В этой картине художник подобрал такие краски и сочетания цветов, что возникала полнейшая иллюзия настоящего лунного света. Показывать одну-единственную картину ему нужно было, чтобы еще больше усилить этот эффект: полотно висело в полутемном зале, окна были задрапированы. Многим трудно было поверить, что это сияние достигается без каких-либо сторонних фокусов. В одном письме Иван Крамской выражал свои опасения:

«Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединял вместе <…> такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители?»

Действительно, так и получилось: полотно было продано князю Константину Константиновичу, и тот отправился с ним в морское путешествие, после которого картину пришлось реставрировать. Куинджи потом написал еще две реплики, одна из которых как раз хранится в Третьяковской галерее.

Архип Иванович Куинджи, портрет кисти В. М. Васнецова, 1869 г.
Источник: rusgreek.ru

У нас уже нет возможности увидеть, чем наслаждались посетители той выставки, даже если бы кто-то и решился организовать подобную сегодня. Идет время, и постепенно тускнеют и темнеют краски, полотно теряет первозданный вид, и все мы видим уже что-то иное. Нас, насколько известно, не было в Санкт-Петербурге 1880 года, когда проходила выставка «Лунной ночи на Днепре». Зато сегодня мы можем попасть на выставку, проходящую в Москве. Может, будут и другие. Но важно осознавать, что и картины, сохранив прежние названия, на самом деле уже никогда не будут прежними.

Текст: Даниил Яцута

Вам понравится

Оставьте комментарий