Рецензия на роман «Пищеблок»

«НЕ-ТЕКСТ» рассказывает о необычном романе всем известного Алексея Иванова под названием «Пищеблок». В основе сюжета — пионерский лагерь, где орудуют вампиры, а противостоят им двое храбрых парней. Вряд ли до этого вы читали нечто подобное, а потому призываем ознакомиться с нашей рецензией!

Пионеры – вампиры.

Нужно ли знать что-то большее? После прочитанного выше следует подскочить на месте и пулей лететь в ближайший книжный за экземпляром «Пищеблока», который написал выдающийся отечественный автор Алексей Викторович Иванов.

Конечно, мы уже давно знаем, что Иванов – писатель разноплановый. Из-под его пера вышли такие книги, как «Сердце пармы», «Общага-на-Крови», «Ненастье». Особняком, конечно, стоит роман «Географ глобус пропил», по которому сняли одноименный фильм с Константином Хабенским в главной роли. Но вампирская тематика в пионерском лагере Советского Союза – это нечто мозговыносящее, причем в самом лучшем смысле слова.

«Пищеблок» не претендует на высокие интеллектуальные вершины, являясь отличным чтением перед сном. К тому же, время от времени, щекочущим нервишки. В книге нет глубинного подтекста и двойного дна, скрытого смысла также искать не стоит. Стоит просто погрузиться в восхитительно сотканную историю, отсылающую нас в олимпийский год, когда всем известный Мишка махал лапой гостям со всего света.

Источник: m24.ru

Тем летом ни шатко ни валко в лагерь отправился мальчик по имени Валерка. Простой пацан – такой же, как все. Может быть, чуть умнее, но это из-за очков. Парнишке предстояло провести все лето в компании ему подобных сорванцов и попытаться найти приключений на пятую точку.

В тот же лагерь прибыл филолог Игорь проходить педагогическую практику. Цели юноши были более прозаичны: найти себе девчонку, провести с ней несколько незабываемых вечеров, кое-как отработать смену да вернуться обратно в город.

Судьбы наших героев переплетаются, когда Валерка попадает в отряд, где заведует Игорь Александрович, сокращенно Горь Саныч. Поначалу все идет своим чередом: детишки присматриваются друг к другу, а Игорь присматривается к девочке, на которую положил глаз. Подобным образом и развивается сюжет, неспешно погружая читателя в атмосферу олимпийского лета на берегу Волги, пока мальчуган не понимает, что вокруг него шастают самые настоящие вампиры! Вскоре к тому же выводу приходит и Игорь, после чего наши герои объединяются, превращаясь в некое подобие Ван Хельсинга и его маленького помощника.

Источник: twitter,com

О сюжете более подробно говорить нет смысла, следует поговорить о другом. Например, о крутой атмосфере (автор намеренно не пишет слово «воссозданной», потому что не жил в те года, как и, наверное, большинство читателей), где красочно иллюстрируется дух праздника, к которому, как будто причастен каждый человек. Помимо эпохи следует отметить и всю «пионерскую тематику» с поднятием флага каждое утро, с кричалками, с различными кружками, от которых пионеров уже тошнит и, конечно, с духом коллективизма – куда же без него в СССР!

Отдельного упоминания заслуживает язык, на котором общаются подростки. Он максимально точен, емок и правдоподобен. По ходу развития истории в диалогах встречаются забавные ругательства, нетривиальные словообразования, по-детски наивные присказки да прибаутки. Чего уж говорить о страшилках и суевериях, рассказанных старшаками. Автору следует отдать должное – вопрос он изучил скрупулёзно, что видно невооружённым взглядом: читая «Пищеблок», даешься диву, насколько интересны и необычны в нем диалоги. Очень важно, что читатель, погружаясь в диалоги, верит им, ибо они выглядят естественно и ни капли не вычурно.

Говоря о вампирах-детях, может показаться, что Алексей Иванов опускается в трэш, описывает нечто табуированное или запрещенное, проводит сомнительные или неуместные параллели и аллегории: от детства до политики. Ничего подобного в романе нет. Есть страшилка, будто бы по-дружески рассказанная у костра, где изредка встречаются низменные мотивы в виде секса или корыстолюбия.

Приключения как бы делятся на две части и рассказываются то от лица Валеры, то от лица Игоря. Соответственно, персонажи контрастны: у каждого свои жизненные взгляды (в силу прожитых лет), цели нахождения в лагере, мотивация к действию и взаимоотношения со сверстниками. Нельзя сказать, что подобный трюк выглядит неинтересно, совсем наоборот – как только один персонаж приедается, ему на смену приходит другой. Иванов четко выдерживает пропорции, и читать «Пищеблок» вряд ли надоест (разве что в силу нехватки времени).

Источник: rue-morgue.com

Не стоит ожидать от романа жести в духе Стивена Кинга – ничего подобного читатель не получит. Конечно, на страницах встречаются эпизоды, пробирающие до костей, но в основном писатель действует методами, разнящимися с приемами Короля Ужасов. Иванов играет на своем поле, причем весьма квалифицированно, воздействуя на нас теми литературными приемами, которыми он владеет в совершенстве.

В целом же «Пищеблок» прекрасное, ни к чему не обязывающее чтение. С такой книгой в руках приятно «обнуляться» вечером, читать в дороге или просто погружаться в свободное время. Роман быстро затягивает и не отпускает до конца – просто, но со вкусом изложенная история заставляет раз за разом переворачивать страницу.  Объем не шибко велик – при желании небольшой том можно проглотить за вечер, в крайнем случае за два.

Кто постарше, читая «Пищеблок», вспомнят свое детство. Остальные посмотрят, как проводили три летних месяца их родители много лет назад. Каждый найдет в романе мотивы по душе, потому что он максимально универсален. Но это не значит, что «Пищеблок» лишен определенного шарма, собственного лица.

Лицо у «Пищеблока» есть, и оно ехидно нам улыбается, скаля вампирские зубки.

 

Текст: Александр Толмачев

Вам понравится

Оставьте комментарий